Сайт Белого дома опубликовал долгожданный в научно-технологических и деловых кругах не только США Американский план действий по искусственному интеллекту (ИИ) и указ Дональда Трампа о его выполнении. Оба документа резко отличаются от осторожного подхода к ИИ прежнего президента Джо Байдена.
«Строить, детка, строить!»
Над планом и указом трудилась большая группа специалистов во главе с советником Трампа по науке и технологиям Майклом Крациосом, миллиардером Дэвидом Саксом (одна из его многочисленных характеристик в американских источниках — «ИИ и криптокороль»), а также госсекретарем и временным советником главы США по нацбезопасности Марко Рубио. В преамбуле плана они сообщают, что его разработчики учли комментарии об ИИ более 10 000 заинтересованных групп авторов.
От прежнего довольно академичного американского подхода к ИИ документы отличаются как стилистикой, так и содержанием. Вот как звучит одно из ключевых требований в плане действий: «Чтобы обеспечить наше будущее, мы должны использовать всю мощь американских инноваций. Для этого мы будем продолжать отвергать радикальные климатические догмы и бюрократическую волокиту, как это делала действующая администрация со дня инаугурации. Проще говоря, нам надо «строить, детка, строить!».
В соответствии с этим девизом план смещает акцент с безопасности ИИ на всю национальную безопасность США и конкуренцию с Китаем за счет упрощения условий и ускорения работы технологических компаний, включая укрепление их инфраструктуры. Достаточно сказать, что словосочетание «национальная безопасность» фигурирует в плане действий 23 раза — больше, чем «центры обработки данных», «рабочие места», «наука» и другие ключевые термины.
Стратегия американской нацбезопасности сосредоточена на интеграции ИИ в разведку и оборону США, а также на создании центров обработки данных конкретно для Пентагона с обеспечением защиты от иностранных угроз. Среди прочего план призывает Пентагон и разведсообщество регулярно оценивать, насколько внедрение ИИ в США сопоставимо с тем, как оно идет в Китае.
«План действий по искусственному интеллекту преуменьшает усилия для смягчения возможного вреда от ИИ и вместо этого отдает приоритет строительству центров обработки данных для обеспечения индустрии ИИ, даже если это означает использование федеральных земель или первоочередное поддержание этой индустрии электроэнергией в критические периоды энергоснабжения», — комментирует изменения в позиции Белого дома специализированное американское интернет-издание TechCrunch.
Администрация Трампа называет смену акцентов единственным способом «открыть новый золотой век процветания человечества». Цель — убедить американскую общественность, что многомиллиардные затраты, в том числе из кармана налогоплательщика, на центры обработки данных отвечают интересам народа. С этой же целью план действий содержит предложения для повышения квалификации работников и укрепления партнерства с местными органами власти для создания новых рабочих мест в центрах обработки данных.
«Высвобождение процветания за счет дерегулирования»
Так замысловато план действий характеризует роль ослабления государственного контроля над частными разработчиками ИИ. В частности, план предписывает Федеральной комиссии по связи (FCC) «оценить мешают ли государственные правила в области ИИ способности его разработчиков и самой комиссии выполнять свои обязательства и полномочия». Другими словами, если регулирование ИИ негативно коснется радио, телевидения и интернета (это уже происходит в результате вмешательства разных американских госведомств), то FCC обязана вмешаться.
Призыв Трампа к дерегулированию распространяется и на то, как администрация надеется ускорить создание инфраструктуры, связанной с ИИ. Прежде всего центров обработки данных, изготовителей полупроводников и источников электропитания. Белый дом утверждает, что существующие экологические нормы в законах о политике в области окружающей среды, о чистом воздухе, о чистой воде и в других нормативных актах мешают Америке соответствовать требованиям гонки ИИ. Именно поэтому другой акцент в плане сделан на стабилизации энергосистемы США.
Подразумевая призывы Трампа к технико-технологической и экономической победе над Китаем, разработчики плана также фокусируют внимание на блокировке иностранных технологий. В частности, ставится задача не допустить на американский рынок «враждебные технологии» вроде чипов и оборудования китайского производства в цепочку поставок внутри США.
Что такое Woke
Одним из главных отличий плана от прежних подходов является также акцент на защите свободы слова и «американских ценностей». «Важно, чтобы все системы были построены с нуля с учетом свободы слова и выражения мнений, и чтобы политика правительства США не препятствовала достижению этой цели, — говорится в плане. — Мы должны обеспечить, чтобы свобода слова процветала в эпоху ИИ, и чтобы он, закупаемый федеральным правительством, объективно отражал правду, а не программы социальной инженерии».
Этот посыл лег в основу указа Дональда Трампа для выполнения Американского плана действий по ИИ. Название указа на английском языке Preventing Woke AI in the Federal Government в переводе на русский звучит абсурдно «Предотвращение пробуждения (или пробужденного. — Авт.) ИИ в федеральном правительстве». Здесь требуются объяснения западной специфики безобидного раньше в английском, а сейчас и в других языках выражения Woke — пробуждение.
Woke происходит из афроамериканского диалекта и с 1930-х использовалось для обозначения осознанности расовых предрассудков и дискриминации. Но со временем Woke приобрело более широкий смысл до превращения в западный политико-идеологический термин. В XXI веке он стал означать повышенное, вплоть до болезненного, внимание к равенству не только людей с разным цветом кожи, но и категорий населения со многими другими различающимися признаками.
С 2010-х Woke на Западе прочно ассоциируется с левацкой политикой, либеральными движениями, феминизмом, меньшинствами, ЛГБТ-радикализмом, всеобщей инклюзивностью, став предметом иронии и критики. Для действующего главы США и его соратников Woke — символ необъективности, предвзятости и несправедливости.
Война с предвзятым ИИ
«ИИ будет играть решающую роль в том, как американцы всех возрастов приобретают новые навыки, потребляют информацию и ориентируются в повседневной жизни, — говорится в указе Трампа. — Американцам потребуются надежные результаты работы ИИ, но когда в его модели встраиваются идеологические предубеждения или программы, они могут исказить качество и точность результатов».
Как отмечается в указе, распространенной и разрушительной идеологией является «Разнообразие, равенство и инклюзивность» (DEI). В контексте ИИ DEI скрывает или искажает фактическую информацию о расе и поле, а также манипулирует расовыми и сексуальными представлениями.
DEI заставляет ИИ опираться на так называемую критическую расовую теорию (кроме прочего, она представляет главным виновником белую расу), трансгендерность, предвзятость, интерсекциональность (теория дискриминации и угнетения) и системный расизм. «DEI смещает приверженность истине в пользу предпочтительных результатов и, как показывает недавняя история, представляет собой экзистенциальную угрозу надежному ИИ», — подчеркивается в указе Трампа.
Он приводит красноречивые примеры. Например, когда крупную модель ИИ попросили предоставить изображения известных исторических личностей, она изменила их расовую или половую принадлежность, включая Папу Римского, отцов-основателей США, викингов, предположительно открывших Северную Америку. Почему? Потому что модель была обучена отдавать предпочтение DEI в ущерб точности.
Другая модель ИИ отказалась создавать изображения о достижениях белых людей даже в ответ на просьбу пользователей — представителей других рас. Еще в одном случае модель ИИ настаивала, что пользователь не должен «мисгендерить» (оскорблять сексменьшинства), даже если это необходимо для предотвращения ядерного апокалипсиса.
Двумя главными руководящими принципами бесстрастного ИИ Трамп провозглашает поиск истины и идеологический нейтралитет. Согласно первому принципу, большие языковые модели ИИ (LLM) должны правдиво отвечать на запросы пользователей, отдавая приоритет исторической точности, научным исследованиям и объективности.
Второй принцип обязывает создавать LLM нейтральными и непартийными инструментами, которые бы не манипулировали своими ответами в пользу таких догм, как DEI и другие идеологии. Разработчики не должны намеренно кодировать партийные или идеологические суждения в выходных данных LLM.
Оба не жильцы
Идеологическое вранье в XX веке оказалось цветочком по сравнению с вселенской ложью XXI века, включая использование цифровых и других высоких технологий. Посягнув на их очистку, включая ИИ, от идеологического хлама, Трамп и его администрация замахнулись на основу современного управления обществом — манипуляцию массовым сознанием. Только уже не власть, а информацию и технологии предержащими частными лицами и корпорациями.
Чем закончится эта схватка, предугадать невозможно. Но сама попытка избавить технологии от сомнительной идеологии в частных руках вселяет робкую надежду.
Увы, ее не внушает приоритет Трампа и его команды в пользу нацбезопасности над безопасностью ИИ. В этом смещении акцента опасный парадокс-перекос. Как обеспечивать нацбезопасность, если все вокруг кричат, что она вот-вот будет зависеть главным образом от качества работы ИИ, а безопасность его самого отодвинута, как ни крути, на второй план?!
Совершенно очевидно, ради чего Белый дом идет на этот громадный риск — ради ускорения, за счет которого США надеются превзойти в гонке ИИ Китай, а затем ему и всему миру диктовать свои условия игры. «Победа в ИИ-гонке — вопрос стратегической необходимости, — подчеркнул в комментарии плана действия и указа о его выполнении госсекретарь и временный советник президента США по нацбезопасности Марко Рубио. — Четко обозначенные цели задают вектор для всех федеральных структур: именно США должны формировать технологические стандарты будущего, именно американские разработки должны оставаться сердцем цифровой цивилизации».
Но высокая скорость далеко не всегда сочетается с аналогичным качеством. История знает лишь одни исключения — периоды крупномасштабных войн. Именно они в исторически кратчайшие сроки давали гипертолчок эффективным военным, а затем и гражданским технологиям. Неужели следует ожидать войны между Китаем, США, еще кем-то? В любом случае приоритет национальной над искусственно-интеллектуальной безопасностью — это попытка разрубить топором сиамских близнецов. Оба не жильцы.