Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Культуры много не бывает
КультураИскусство

Культуры много не бывает

«Целинный» открывает двери

Так сложилось исторически, что Алматы и официально именуется, и самое главное — реально является культурным центром нашего государства. И в начале осени алматинцев и гостей города ждет пополнение в списке культурных институций. 5 сентября состоится публичное открытие центра современной культуры «Целинный» — региональной независимой культурной институции. В программе открытия выставки, перформансы и образовательные программы.

Дислоцируется центр «Целинный» в старом-новом здании — бывшем советском кинотеатре, который был переосмыслен британским архитектором Асифом Ханом. Первые месяцы центр будет функционировать в ограниченном формате, постепенно расширяя программу, часы работы и возможности посетителей вплоть до января, когда заработает в полном объеме. Помимо открытия выставок институция начнет с широкой дискурсивной программой, включающей лекции, обсуждения, презентации книг собственного издательства, воркшопы для всей семьи и круглые столы, а также междисциплинарный перформанс Barsakelmes. 

Центр современной культуры «Целинный» (ЦСК «Целинный») — это региональная институция, задача которой состоит в поддержке и укреплении локального интеллектуального и художественного сообщества путем выстраивания диалога на территории Казахстана и шире — Центральной Азии. Открытые размышления и критические дискуссии на платформе «Целинного» объединяют современных художников, исследователей и ученых. Центр основан в 2018 году казахстанским бизнесменом и меценатом Кайратом Боранбаевым.

Пространство центра позволяет параллельно существовать трем экспозициям. Это: инсталляции Гульнур Мукажановой и Дарии Темирхан в рамках междисциплинароного проекта Barsakelmes; архитектурная выставка «От неба до земли: “Целинный” Асифа Хана», посвященная преобразованию «Целинного» из кинотеатра советской эпохи в многофункциональное пространство для искусства, куратором которой выступил историк и куратор архитектуры Маркус Лахтеенмяки; «Documentation: Воображение Центральной Азии на карте современного искусства», кураторкой которой выступила Асель Рашидова. 

Барсакельмес — это название забытого острова в ныне высохшем Аральском море, которое служит напоминанием о катастрофе, уничтожившей экосистему и лишившей средств к существованию целые сообщества. В буквальном переводе «барсакельмес» означает «пойдешь — не вернешься» и указывает на память, которую трудно излечить или стереть.

Программа открытия центра берет в фокус эту тему в географическом и концептуальном плане в рамках перформанса под одноименным названием. Он представляет собой современную интерпретацию центральноазиатской легенды, в которой священная сила музыки изгоняет зло и спасает людей от многочисленных бедствий. Перформанс переосмысливает легенду как современную критику нашего понимания «кризисов» и злых духов и одновременно является художественным размышлением, ритуалом и призывом к коллективной памяти.

С помощью звуков и образов, диалога между прошлым и настоящим, размышлений о вековых вызовах и надежде на лучший исход он побуждает нас задать важный вопрос: возможно ли вернуться из прошлого? Перформанс — не только попытка услышать то, что было забыто, но и акт смелого переосмысления — надежда на то, что место, из которого нет возврата, Барсакельмес, может стать точкой нового начала: ритуальная песня и обнадеживающее художественное откровение об исцелении травм истории. Путь к исцелению возможен через коллективные усилия по «умиротворению» злых духов, по отправке их обратно в глубины моря, откуда они пришли. Здесь Барсакельмес — не место страха, а история надежды.

Ресинтез и переосмысление Барсакельмеса — это совместная работа команды «Целинного» и коллектива qazaq indie вместе с SAMRATTAMA, «Балхаш снится», dude on the guitar, Steppe Sons, lovozero, Zere, Saadet Türköz и двумя казахстанскими художницами Гульнур Мукажановой и Дарией Темирхан. Их инсталляции, созданные специально для «Целинного», являются самостоятельными произведениями, которые вступают в диалог с практиками других участников во время перформанса. Над текстом концепции проекта Barsakelmes работала исследовательница Диана Кудайберген.

Костюмы перформеров на основе сюжета и идеи Barsakelmes разработала алматинская четверка дизайнеров Алмас Керимбек (Qanaker), Асем Сапаргали (Assem Sapargali), Абзал Сейдiн (Abzal Seidin) и Расул Социал (RASSUL SOCIAL). Это молодые казахстанские дизайнеры, тяготеющие к авангардному дизайну. Их работы и показы на стыке перформанса и моды регулярно становятся большим событием для казахстанской художественной сцены.

Выставка, которую курирует Маркус Ляхтеэнмяки, исследует трансформационный путь реконструкции «Целинного», которую осуществил архитектор Асиф Хан, демонстрируя диалог между историей, инновациями и устойчивым развитием. Благодаря сочетанию макетов, фотографий, интерактивных цифровых дисплеев и отобранных артефактов из оригинального здания посетители смогут проследить эволюцию пространства, которое служило и развивалось как культурная достопримечательность.

Помимо мероприятий, посвященных открытию, алматинцев и гостей города ждут: перформанс инклюзивной театральной лаборатории в Центральной Азии «Действие буквально»; кинопрограмма «Истори(и) «Целинного», предлагающая альтернативные траектории истории кино и сосредоточенная на прошлом «Целинного» как кинотеатра; обширная образовательная программа для взрослых и детей; презентация книг издательской программы «Целинного»: «Байконур vs Байқоңыр. Книга устных историй о космосе» Кульшат Медеуовой и новое издание «Деколониальности бытия, знания и ощущения» Мадины Тлостановой (2020). 

целинный   01.jpg

Справка «НП»

Асиф Хан — британский архитектор и мультидисциплинарный художник. Среди его текущих проектов — Музей пути благовоний в Аль-Уле, реконструкция художественного центра «Барбикан» в Лондоне, Новый музей Лондона и выставка Cartier в V&A в 2025 году. Он является участником Биеннале исламского искусства-2025 в Джидде. Хан спроектировал павильон Великобритании на выставке «Экспо-2017» в Астане, Казахстан. Он был удостоен звания Кавалера ордена Британской империи «За заслуги в области архитектуры» (2017) и премии FX за выдающийся вклад в архитектуру (2024). Его интересы лежат в области сенсорного опыта и идентичности, использования эстетики, ритуалов и новых концепций структуры. Он считает каждый проект «мостом, ведущим к новому миру и новому я».

Маркус Лахтеенмяки — доктор философии, финский историк и куратор искусства и архитектуры. В своей работе куратора он исследует различные аспекты креативных процессов в архитектуре и силу экспозиции. Среди его последних выставок — «Планетарий: Олег Кудряшов и Петер Мяркли», представленная Александром Бродским (gta Exhibitions, 2018), и инсталляция «Инструменты оккупации: звуки Хельсинкского архипелага» с художниками Даниэлем Дубовицем и Туомасом Тойвоненом (Национальный архив Финляндии, 2023), а другие выставки, курированные им для таких институций, как Швейцарский музей архитектуры и Hauser & Wirth, были представлены, в частности, в Art Forum и The Financial Times. Его статьи публиковались в Burlington Magazine, Comparative Studies for Society and History, Harvard Design Magazine и Art History. Он является главным редактором Architectural Histories — ведущего европейского научного журнала, посвященного истории архитектуры.

Гульнур Мукажанова (родилась в 1984-м в Семипалатинске, Казахстан). Она училась в Академии искусств в Алматы и в Kunsthochschule в Берлине. В настоящее время живет в Берлине и уже несколько лет работает в основном с текстилем, а самым важным материалом для нее является войлок. Под влиянием казахских текстильных традиций в своем творчестве она обращается к вопросам идентичности и трансформации традиционных ценностей в эпоху глобализации. В своем искусстве осознает свои казахские корни и реальное состояние общества в Казахстане через международную перспективу.

Дария Темирхан (родилась в 2000-м в Орале, Казахстан) — художница, работающая с цифровыми и физическими коллажами, звуковым искусством и видеоартом. В своих работах Дария затрагивает тему городской жизни, которая противопоставляется ей размеренностью аулов и небольших городов. Для нее особенно важна децентрализация культуры и искусства в Казахстане.

Фото ЦСК «Целинный»

Читайте в свежем номере: