Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Лето на холсте
КультураИскусство

Лето на холсте

В Esentai Gallery проходит выставка-ярмарка современного казахстанского искусства

Это летняя встреча с современным искусством, где в живом теплом пространстве можно застать и со значительной скидкой приобрести работы самобытных отечественных авторов. Алматинское арт-пространство Esentai Gallery приглашает на ежегодную выставку-ярмарку Summer Art Fair. Экспозиция объединяет художников, говорящих о созерцании, внутреннем мире и красоте повседневности через живопись, графику, объекты, скульптуру. Это повод замедлиться, почувствовать лето и открыть для себя имена, которые формируют лицо казахстанского искусства сегодня.

Выставка-ярмарка Summer Art Fair в пространстве Esentai Gallery это ежегодная инициатива, которая делает искусство ближе и к зрителю, и к коллекционеру.

В этом году фокус, как отмечают организаторы, оказался на теме созерцания. Это не просто эстетическая установка, но приглашение к неспешному взгляду, наблюдению как форме понимания.

Стоит отметить, что коллекционирование искусства нередко воспринимается как что-то далекое, статусное. Но это представление все чаще оказывается неактуальным. Сегодня собирать искусство значит делать осознанный выбор в пользу визуальной культуры и вовлеченности в то, что создается здесь и сейчас.

Аскар Есдаулет «Купальщицы».jpg

Ярмарка вроде Summer Art Fair дает редкую возможность не просто полюбоваться произведениями современных казахстанских художников, но и забрать часть этого опыта с собой.  Коллекционирование это про выбор взглядом, сердцем, порой даже импульсом. Но за этим все же стоит нечто больше, чем просто эстетика. Это способ поддержать художника напрямую, вклад в развитие локальной сцены, жест, который оставляет произведение в стране,  городе,  контексте, в котором оно родилось и существует.

Разумеется, это также и инвестиция. Ведь с развитием художественной среды растет и ценность произведений. Из года в год мы видим, что авторы становятся заметнее не только в нашей стране, но и за ее пределами. Можно говорить о том, что приобретение искусства сейчас это не только удовольствие, но и форма участия в масштабном культурном процессе, еще пока молодом, но очень перспективном.

Работы более десяти казахстанских авторов  от молодых до уже состоявшихся  формируют многоголосую, но целостную экспозицию. Здесь каждое творение звучит по-своему, предлагает свой ритм, свое уникальное видение: будь это живопись и графика, скульптура или объект, фотография или инсталляция.

Дархан Рухолла «Внутреннее безграничное».jpg

Так, например, «Райские птицы» Мунисы Гулиевой на первый, беглый, взгляд кажутся почти иконическим образом: квадратный холст, обрамленный написанной рамой цвета охры, словно окно или ниша, отделяющая реальность от видения. Внутри нее живет другой мир. Тут небесное пространство лазурного цвета, а среди его прозрачной глубины тянется дерево, на ветвях которого устроились пять птиц. Их оперение словно живые мазки палитры: от хвойно-зеленого до пудрово-розового, от глубокого синего до пурпурного. Каждая устремлена к яркому акценту картины алому цветку, распустившемуся на тонкой ветке.

Гулиева работает с особой деликатностью: мазки в изображении хвостов, крыльев, молодых листьев у нее тонкие, почти невесомые. Живопись здесь не столько повествует, сколько приглашает к созерцанию. Контраст между тяжелой, почти материальной рамой и совсем невесомым сюжетом усиливает эффект присутствия, словно зрителю позволено заглянуть в редкий миг, ускользающее пространство, где все, как в раю, безмятежно, недосягаемо и в то же время удивительно близко.

Катерина Никонорова «Король танцует проданную мелодию души» (1).jpg

«Собака Пуссена» Толкын Сакбаевой, пожалуй, одна из самых летних работ выставки. Настоящая вспышка солнечного настроения. Композиция строится на движении: пес, бегущий по залитой светом лужайке, оказывается сердцем этого небольшого, но безграничного по ощущению мира. Свободная, импрессионистская манера письма крупные энергичные мазки, насыщенные тона создает эффект пульсирующего воздуха, вибрации света, движения теней. Так что это не просто пейзаж, а скорее чувство. Совсем детское, когда все вокруг наполнено жизнью, радостью и бесконечным солнцем.

«Внутреннее безграничное» Дархана Рухоллы масштабное полотно, замыкающее пространство зала, безошибочно притягивает взгляд. С расстояния это довольно хаотичная, почти кричащая композиция, но по мере приближения картина оборачивается подобием ткани, будто сотканной из тысяч тончайших нитей. На белом фоне видны алые, затем солнечно-желтые слои, нанесенные в технике, напоминающей дриппинг или точечное распыление. Это не мазки, а скорее потоки, капли, сплетения. Поверхность пульсирует, вибрирует, словно дышит.

Конечно, разгадка абстракции кроется в названии. Перед нами визуальный образ внутреннего состояния. Сложного, насыщенного, безграничного по структуре. Им автор говорит, что хаос и порядок, свет и напряжение все это существует в нас одновременно.

Фото организаторов

Читайте в свежем номере: