Это летняя встреча с современным искусством, где в живом теплом пространстве можно застать и со значительной скидкой приобрести работы самобытных отечественных авторов. Алматинское арт-пространство Esentai Gallery приглашает на ежегодную выставку-ярмарку Summer Art Fair. Экспозиция объединяет художников, говорящих о созерцании, внутреннем мире и красоте повседневности через живопись, графику, объекты, скульптуру. Это повод замедлиться, почувствовать лето и открыть для себя имена, которые формируют лицо казахстанского искусства сегодня.
Выставка-ярмарка Summer Art Fair в пространстве Esentai Gallery — это ежегодная инициатива, которая делает искусство ближе и к зрителю, и к коллекционеру.
В этом году фокус, как отмечают организаторы, оказался на теме созерцания. Это не просто эстетическая установка, но приглашение к неспешному взгляду, наблюдению как форме понимания.
Стоит отметить, что коллекционирование искусства нередко воспринимается как что-то далекое, статусное. Но это представление все чаще оказывается неактуальным. Сегодня собирать искусство — значит делать осознанный выбор в пользу визуальной культуры и вовлеченности в то, что создается здесь и сейчас.

Ярмарка вроде Summer Art Fair дает редкую возможность не просто полюбоваться произведениями современных казахстанских художников, но и забрать часть этого опыта с собой. Коллекционирование — это про выбор взглядом, сердцем, порой даже импульсом. Но за этим все же стоит нечто больше, чем просто эстетика. Это способ поддержать художника напрямую, вклад в развитие локальной сцены, жест, который оставляет произведение в стране, городе, контексте, в котором оно родилось и существует.
Разумеется, это также и инвестиция. Ведь с развитием художественной среды растет и ценность произведений. Из года в год мы видим, что авторы становятся заметнее не только в нашей стране, но и за ее пределами. Можно говорить о том, что приобретение искусства сейчас — это не только удовольствие, но и форма участия в масштабном культурном процессе, еще пока молодом, но очень перспективном.
Работы более десяти казахстанских авторов от молодых до уже состоявшихся формируют многоголосую, но целостную экспозицию. Здесь каждое творение звучит по-своему, предлагает свой ритм, свое уникальное видение: будь это живопись и графика, скульптура или объект, фотография или инсталляция.

Так, например, «Райские птицы» Мунисы Гулиевой на первый, беглый, взгляд кажутся почти иконическим образом: квадратный холст, обрамленный написанной рамой цвета охры, словно окно или ниша, отделяющая реальность от видения. Внутри нее живет другой мир. Тут небесное пространство лазурного цвета, а среди его прозрачной глубины тянется дерево, на ветвях которого устроились пять птиц. Их оперение словно живые мазки палитры: от хвойно-зеленого до пудрово-розового, от глубокого синего до пурпурного. Каждая устремлена к яркому акценту картины — алому цветку, распустившемуся на тонкой ветке.
Гулиева работает с особой деликатностью: мазки в изображении хвостов, крыльев, молодых листьев у нее тонкие, почти невесомые. Живопись здесь не столько повествует, сколько приглашает к созерцанию. Контраст между тяжелой, почти материальной рамой и совсем невесомым сюжетом усиливает эффект присутствия, словно зрителю позволено заглянуть в редкий миг, ускользающее пространство, где все, как в раю, безмятежно, недосягаемо и в то же время удивительно близко.

«Собака Пуссена» Толкын Сакбаевой, пожалуй, одна из самых летних работ выставки. Настоящая вспышка солнечного настроения. Композиция строится на движении: пес, бегущий по залитой светом лужайке, оказывается сердцем этого небольшого, но безграничного по ощущению мира. Свободная, импрессионистская манера письма — крупные энергичные мазки, насыщенные тона — создает эффект пульсирующего воздуха, вибрации света, движения теней. Так что это не просто пейзаж, а скорее чувство. Совсем детское, когда все вокруг наполнено жизнью, радостью и бесконечным солнцем.
«Внутреннее безграничное» Дархана Рухоллы — масштабное полотно, замыкающее пространство зала, безошибочно притягивает взгляд. С расстояния это довольно хаотичная, почти кричащая композиция, но по мере приближения картина оборачивается подобием ткани, будто сотканной из тысяч тончайших нитей. На белом фоне видны алые, затем солнечно-желтые слои, нанесенные в технике, напоминающей дриппинг или точечное распыление. Это не мазки, а скорее потоки, капли, сплетения. Поверхность пульсирует, вибрирует, словно дышит.
Конечно, разгадка абстракции кроется в названии. Перед нами — визуальный образ внутреннего состояния. Сложного, насыщенного, безграничного по структуре. Им автор говорит, что хаос и порядок, свет и напряжение — все это существует в нас одновременно.
Фото организаторов