15 ноября в Алматы открылся частный Музей казахского ювелирного искусства, в котором экспонируются ювелирные изделия ХIХ-ХХ веков. Коллекция собрана основательницей музея Айнур Кангуженой, которая также является создателем отечественного бренда ювелирных украшений AimaQ.
Чтобы узнать о новом приобретении Алматы, мы встретились с куратором открывшейся экспозиции Олей Веселовой. Она оказалась не только профессионалом в музейном деле, но и человеком, близко знающим историю создания коллекции, которая собиралась не один год. Вот что она рассказала о событии.
«Ювелирное искусство Казахстана занимает особое место в мировой культуре. Его символика, выразительная стилистика и разнообразие отражают уникальное мировоззрение казахов, их связь с природой и традициями.
Украшения сопровождали казахов на всех этапах жизни и были важной частью как личной, так и семейной истории. Различные стили и техники позволяли определить не только регион происхождения украшения, но и социальный статус владельца. Ювелирные изделия были доступны людям всех сословий, отличаясь лишь степенью сложности и богатством исполнения.
В музее AimaQ мы рады представить коллекцию, которая демонстрирует богатство и художественную ценность казахского ювелирного искусства, достигшего уровня настоящего высокого искусства. Базируясь на частной коллекции Айнур Кангужиной, экспозиция представляет пять региональных стилей ювелирного искусства Казахстана.
Ювелирные украшения подразделяются на четыре отдельных локальных комплекса: украшения Западного, Восточного, Северного и Южного Казахстана.
Украшениям Западного Казахстана свойственны монументальность и крупномасштабность форм, по стилю они близки к изделиям полихромного искусства гуннского времени.

Главным декоративным и конструктивным элементом комплекса западно-казахстанских украшений, который состоит из массивных браслетов, перстней, височных подвесок, серег и накосных украшений, является өңіржиек. Данный тип нагрудных украшений встречается только в Западном Казахстане, равно как и оригинальный перстень с большим круглым кастом и двумя шинками құдағи жүзік. На территории Западного и Северного Казахстана распространены ювелирные изделия, украшенные черневыми растительными узорами — это браслеты, броши, кольца и застежки для пояса камзола.
Черты полихромного стиля несут в себе и украшения Южного Казахстана, для которых характерны многочастность композиций, удлиненность пропорций, обилие звенящих подвесок и введение в декор голубой эмали. Особый декоративный эффект придают изделиям золочение и разноцветные вставки из бирюзы, кораллов и цветного стекла.
Разнообразны украшения Северного Казахстана. Необычайный интерес вызывают височные подвески үкіаяқ, в которых когти филина обрамлялись серебром и использовались в качестве талисманов от порчи и сглаза. В Северном Казахстане украшения богато декорировали вставками из сердолика, а на одежду пришивали стержневые подвески-обереги из сердоликов ақық.
Ювелирные украшения Восточного Казахстана привлекают благородной простотой форм и сдержанностью декора. Наибольшей популярностью в Восточном Казахстане пользовались серьги в форме полумесяца — ай сырға, шужык сырга, а также шығыршық сырға — проволочные серьги разной конфигурации».

Следует также упомянуть наряду с основательницей Айнур Кангужиной и куратором Олей Веселовой других членов команды проекта по созданию Музея ювелирного искусства. Это Иван Кудрявцев, Жаркын Абилкаирова, Аруна Керимова.
Сегодня в музейном фонде, по словам Айнур, находится более тысячи экспонатов. И ее страсть к коллекционированию обеспечивает непрестанное его пополнение. Коллекционирование — это лишь фундамент, а строительство дома музея состоит в исследовании и научном изучении собранного материала. Участие в археологических экспедициях Института археологии НАН РК имени Маргулана, изучение национальных архивов и научной литературы позволило создателям музея представить перед его посетителями не просто выставку «древней красоты», а экспонировать ювелирные украшения, как упомянула куратор Оля Веселова, согласно времени, регионам их распространения, культурному и бытовому назначению.

Собрать, изучить, сохранить и экспонировать ювелирные украшения, которые являются памятниками истории, материальной и духовной культуры Казахстана, — эти задачи успешно решают создатели музея AimaQ наряду с просветительской и образовательной деятельностью.
Фото Талгата Галимова
