Где-то за кулисами между полками с подписанными парами обуви, вычищенными до блеска сапожками и затейливыми туфельками трудится команда обувного цеха столичного театра «Астана Опера». В год рабочих профессий особое внимание приковано к тем, чей труд не виден публике, но чье мастерство невозможно не заметить со сцены. Об этом рассказали в театре.
— Точно такого же обувного цеха, как в нашем театре, я больше нигде не видела. Мы много гастролируем, и я всегда интересовалась, как работают другие мастера. И всегда приходила к выводу, что у нас по-настоящему полноценный, оборудованный, заточенный на самое лучшее производство, цех. В других театрах обувь изготавливается и может храниться совсем по-другому, — поделилась заведующая обувным цехом в «Астана Опера» Майкен Кадырова.
Оказывается, обувной цех в столичном театре «Астана Опера» — это шесть мастеров, которым вверено чуть ли не самое деликатное дело театра: подгонка, хранение, ремонт и даже покраска обуви для десятков спектаклей. Будь то опера или балет. Они выдают обувь артистам перед выходом на сцену, а потом бережно собирают, дезинфицируют, сушат, чистят и заново расставляют по местам на полки. Все расставляется очень точно и строго, потому что каждый спектакль имеет свою полку, а каждая пара обуви — свой номер. Любопытно, что при этом мастера не только соблюдают определенное порядковое расположение, но и помнят все зрительно, визуально фиксируя каждую пару.

При этом в театре вручную шьются ичиги из очень мягкой кожи, облегченные сапоги для балета без супинаторов, а также удобная и оригинальная обувь для артистов хора и солистов. Разница в деталях весьма ощутима. Ведь, если у вокалиста каблук может достигать двух сантиметров, то у артиста балета он — флик, то есть размером должен быть меньше сантиметра, чтобы нога могла свободно двигаться. А иногда и сами артисты просят внести небольшие изменения — скрытую подошву, чуть более высокий каблук. Тогда, если это не противоречит художественной задумке постановщика, такие просьбы учитываются. Но самым, пожалуй, трудным мастера по театральной обуви называют процесс выбора расцветок для окрашивания обуви, особенно балетной.
Мастера — профессионалы и в этом случае тоже. Но все равно Майкен Кадырова говорит, что неплохо было бы дополнительно пройти профессиональное обучение в Москве.
— Цвет — коварная вещь. Один и тот же оттенок на синтетической ткани и хлопчатобумажной выглядит по-разному. Но я терпеливо смешиваю краски до тех пор, пока не получу нужную расцветку. Иногда на это уходит по два с половиной часа, чтобы попасть точно в цвет. Ведь на сцене все должно быть в едином тоне согласно художественной задумке, — поясняет мастер.
Кстати, в эту профессию Майкен Кадырова пришла четверть века назад. Тогда специальности «театральный обувщик» не было, как, впрочем, и сегодня. Все знания передаются от мастера ученикам. Вот и она передает свои секреты тем, кто приходит в театр, чтобы работать с театральной обувью. Мастер уверяет, что случайный человек здесь не задержится, потому что «обувь нужно полюбить». То есть обращаться с ней, как с домашней. За театральной тоже необходимо ухаживать, хорошо чистить, хранить в подходящих условиях.

Интересно, что и в обычной жизни профессиональные умения у всех шестерых мастеров накладывают свой отпечаток на восприятие обувного мира. Специалисты из театра «Астана Опера» моментально могут на глаз отличить настоящую кожу от дешевой галантереи, разбираются в узорах, качестве швов, посадке обуви.
Если же вспомнить о неожиданных случаях на сцене, то в жизни бывало всякое. Например, однажды в Театре оперы и балета имени Байсеитовой, который стал предшественником театра «Астана Опера», на премьере у певца оторвался каблук прямо на декоративной лестнице. Майкен Кадырова это заметила, пробежала через весь зал, добралась до цеха, нашла замену и уже ждала артиста у гримерки. И все это произошло очень быстро, артист едва успел закончить, чтобы исполнять свою арию.
А если говорить о разнообразии обуви в театре, то, например, в спектакле «Белоснежка и семь гномов» обувь персонажей оказалась сказочной, и потому мастерам необходимо было придумать ее самим, разрабатывая ботинки с носами из поролона, обтянутыми кожей, легкими и трогательными. А в балете «Золушка» использовались высокие дизайнерские ботфорты с модного показа.
— Театральное мастерство нужно обязательно любить. Обувной цех — не самое стерильное место, но, если человек поймет, что это его профессия, у него все будет замечательно получаться. Сцена и зрители непременно это почувствуют и оценят, даже если не сразу осознают, почему шаг артиста «звучит» так уверенно, — заключила мастерица.
Фото пресс-службы «Астана Опера»