Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Язык хореографии о Великом Шелковом пути
КультураТеатр

Язык хореографии о Великом Шелковом пути

В КазНТОБ имени Абая создан новый балет в этническом формате

Премьера балета «Ұлы Жібек Жолы» — «Великий Шелковый путь» состоялась в Казахском национальном театре оперы и балета имени Абая.

Автором идеи, концепта, либретто и хореографии нового двухактного балета выступила Гульжан Туткибаева, художественный руководитель балетной труппы КазНТОБ имени Абая, народная артистка Казахстана. Композитор произведения — Айгерим Еркебаева.

Новая хореографическая постановка создана в национальном стиле и дополнена современными художественными решениями, что придает балету особую выразительность и делает его впечатляющим для зрителя. Спектакль раскрывает темы любви, духовности и искренних чувств в контексте современной жизни, взаимодействующей с историей средних веков.

Спектакль-балет «Ұлы Жібек Жолы» — это философская притча о поиске любви, духовности и подлинности человеческих чувств в эпоху тотальной цифровизации и отчуждения.

балет новое 2.jpg

Пролог переносит зрителя в технологическое будущее, где люди живут в изоляции, потеряв связь друг с другом. Только один Юноша (так назван главный герой постановки) сохраняет стремление к настоящим эмоциям. Его встреча со Старцем открывает путь в далекое прошлое — во времена кочевий и Великого Шелкового пути.

Об этой премьере впечатляющую рецензию написала Ая Калиева, казахстанский композитор, музыковед, педагог, общественный деятель, профессор, заслуженный деятель Казахстана, прежний директор КазНТОБ имени Абая и в настоящее время директор Алматинского хореографического училища имени А. Селезнева. Даем ее в сокращении: «Для театра возник новый авторский мир: хореограф-постановщик и автор либретто Гульжан Туткибаева собрала вокруг себя смелую команду: художника-сценографа и художника по костюмам Александру Рычкову, композитора-дебютанта Айгерим Еркебаеву, художника по свету из России, лауреата премии «Золотая маска» Татьяну Мишину, художника по видеоконтенту Марата Сагадинова. Их совместная работа подарила зрителям спектакль, который выходит за рамки классического драматического балета и создает на сцене визуально-пластический мир притчи о пути человека…

Хореография — синхронная, угловатая, выстроенная на повторяющихся рисунках. Люди двигаются, словно механизмы, в темных обтягивающих костюмах с минимальными деталями. Лица почти не читаются, жесты зеркальны. В этой толпе теряется главный герой — Юноша в исполнении Сырыма Аюпова. Он живет по тем же законам мира будущего, пока случайное нарушение привычного «костюма» не обнажает в нем человеческую уязвимость. Срыв рукава становится первым знаком пробуждения: герой начинает искать взглядом других людей, пытается «достучаться» до их сознания, наталкиваясь на стену глухого равнодушия.

балет новое 1.jpg

Отсюда возникает центральный вопрос балета: где проходит граница между живым человеком и обезличенной массой, растворенной в ритме мегаполиса, и возможно ли вернуть внутренний огонь, когда общество давно перестало его поддерживать…»

Далее по смысловой составляющей сюжетной линии постановки возникает тот самый почти мистический переход к временам Великого Шелкового пути, когда человек был открыт и умел тесно взаимодействовать с другими людьми и природой. Здесь, по сценографии, проявляются национальные мотивы в виде танцев, игр, элементов костюмов и цветовом оформлении сцены.

Проходя через время назад в прошлое, Юноша наполняется новыми знаниями, силой духа, пониманием главных человеческих ценностей. В новом состоянии, обретении себя он возвращается в настоящее и будущее.

Отметим, что главные партии в нем исполняют: Юноша — Сырым Аюпов, Аксункар — Жанель Тукеева, Венецианский купец — Архат Аширбек, Главный монах — Акыл Жуас, Собазн — Адия Манабасова, Томирис Акын, Меруэрт Сатова, Старец — Даурен Женис.

балет новое 6.jpg

Хореографический спектакль проходит под сопровождение Симфонического оркестра и балета Казахского национального театра оперы и балета имени Абая. Дирижер — Канат Омаров.

Подача философского материала через музыку, танец, специальные эффекты позволила зрителю осмыслить глубину замысла сценического произведения. Новая постановка вызвала принятие, понимание и восторг у зрителей, что позволит ей стать постоянной в репертуаре театра оперы и балета.

Фото Елены Петровой

Читайте в свежем номере: