Вернисаж объединил работы девяти современных художников из Испании и Казахстана, приглашая понаблюдать, как выстраивается диалог между разными художественными традициями и индивидуальными творческими практиками.
Как отметили организаторы, для Казахстана этот проект актуален. Казахстанские степи всегда были местом встречи культур, перекрестком дорог, где сталкивались и сосуществовали разные традиции, верования и стили жизни.
Сегодня же, в условиях глобального диалога культур, вновь подтверждается эта миссия — быть открытыми к миру и в то же время сохранять свою самобытность.

Работы испанских художников привнесли в нынешнюю экспозицию южное солнце, метафизику света и философию живописи. Казахстанские мастера ответили экспрессией степной силы, пластикой традиций и современными формами переосмысления культурного наследия.
— Приветственные слова, составляющие название «Hola = Привет», формируют основной вектор движения выставки, где две культуры в момент встречи становятся единым целым. Девять авторов из Испании и Казахстана впервые показывают свои работы на площадке в одной из столичных галерей современного искусства, демонстрируя многообразие концепций и самобытность художественных ориентиров. Однако в рамках данного проекта важно не столько подчеркнуть индивидуальности или противопоставить их, сколько познакомить друг с другом, найти общее и, что не менее важно, доказать, что современное искусство — это сложный, но единый процесс, отличающийся лишь точкой восприятия и точкой на географической карте, — поделилась сотрудник галереи «Куланши» Анастасия Егорова.

По ее словам, художники, участвующие в выставке, безусловно опираются на разные культурные традиции. А в произведениях казахстанских авторов отчетливо проявляется неразрывная связь с наследием, осмыслением национальных традиций, ремесел и мировоззрения, ведущих свое начало от древней кочевой цивилизации.
— Так, Сауле Мадиева отдает дань уважения предкам и своему роду, работая с войлоком, но переосмысляя этот медиум и выводя финальные произведения в живописное поле, а не в сугубо прикладное искусство. Тогда как Зура Асылгазина анализирует красоту природы и человека через образы традиционных игр и единоборств, отражающих одновременно силу тела и духа. Скульптуры же Алибека Мергенова транслируют архетипические образы, подчеркивая тем самым непреходящую связь казахского народа с природой, — поясняет Егорова.
А вот художники из Испании переосмысливают в своем творчестве наследие европейской культуры начиная с авангарда и модернизма, экспериментируя с восприятием, пространством и метафизикой образа, параллельно рефлексируя над современным состоянием глобального мира.

Например, Алан Састрэ через современную живопись и деконструкцию анализирует тему времени, которую в ином ключе затрагивают и практически все остальные испанские авторы. Тот же Алехандро Ботуболь, работая в мастерской с различными повседневными объектами и возможностями света, продолжает традицию метафизической живописи. Тогда как Хулия Санта-Олайя и Алехандра Фрейманн, оставаясь в ключе фигуративной живописи, тяготеют к изображению загадочных сюрреалистических композиций, пустых пространств, о которых зритель может рассуждать в постмодернистском ключе, придумывая множество собственных ее интерпретаций и значений.
— И все же искусство — это то «место», где возможно поставить знак равенства между любыми культурами, нарративами и экспериментами. На этой выставке прослеживаются схожие тенденции, к которым тяготеют художники обеих стран: вновь и вновь обращаясь к природе в самых разных смыслах этого понятия, размышляют о памяти и времени, о человеческих чувствах и внутреннем состоянии. В диалогах между художественными работами можно проследить неожиданные переклички. Например, очень тонко, едва уловимо при первом рассмотрении через творчество Зуры Асылгазиной и Алехандры Фрейманн проходит единый лейтмотив хрупкости равновесия и энергии жизни, что окружают человека и формируют его. Схожие между собой пространства тишины и укрытия от внешнего мира обретают и текстильные работы Сауле Мадиевой, и безмолвные цветущие сады Виктории Ирансо. И, наконец, обращение к теме природы и тяготение к фрагментарности образов сближают творчество Алибека Мергенова и испанского мастера Уго Фонтелы, — подчеркивает сотрудница «Куланши».
Но главное — весьма отчетливо читается общее стремление участников выставки к творческому эксперименту и исследованию возможностей искусства. Ведь все они работают с формой и цветом, расширяя свои границы живописи, скульптуры и привычного восприятия, но при этом не забывая опираться на опыт предыдущих творческих поколений художников.
Фото галереи «Куланши»