Накануне показа в столичном театре «Астана Балет» каждый день идут репетиции одной из самых изумительных исторических постановок «Султан Бейбарс». Хореографом-постановщиком балета выступает главный балетмейстер театра, заслуженный деятель Казахстана Мукарам Авахри.
Балет «Султан Бейбарс» — необычайно красивый, поразительно захватывающий рассказ о головокружительном пути к вершинам славы и власти маленького кыпчакского мальчика, который, пройдя сложные перипетии судьбы, стал великим султаном, одержал множество побед, но так и не смог заглушить в себе неизбывную тоску по родине. Такой путь, какой уготовила ему судьба, всегда требует жертв во имя служения высшим целям. По словам Мукарам Авахри, потому-то и акцент она делала на чувствах и переживаниях главного героя, его воспоминаниях о детстве, семье и матери, как обо всем том, что олицетворяло для него далекий дом в кыпчакских степях.
Кстати, музыку к моментально завоевавшему любовь зрителей балету написали композиторы Хамит Шангалиев и Алибек Альпиев, либретто — поэт Бахыт Каирбеков. Ну а в партии султана Бейбарса изначально блистал ведущий солист театра «Астана Балет», несравненный Казбек Ахмедьяров. Он замечательно сумел передать всю гамму чувств, что наполняли на всем ее протяжении полную драматизма жизнь сначала кыпчакского мальчика, украденного из родного дома, проданного в рабство, а затем султана и великого полководца, завоевателя Египта и Сирии.
Ранее в роли знаменитого султана довелось побывать и артисту балетной труппы Айдану Калжану. Который поделился своим мнением о том, как давалась ему эта роль, и каким был этот исторический персонаж в его представлении.
— Бывало, что во время генерального прогона спектакля я ощущал этого персонажа настолько сильно, что был готов выйти на сцену почти без подготовки. То есть вот я уже прочувствовал ту или иную сцену с ним, мог изобразить его таким или другим. Но иногда наоборот — вдруг случалось так, что во время спектакля в некоторые моменты я мог неожиданно роль «не додать». Или не показать именно так, как было отрепетировано накануне. И это не касалось технического плана исполнения. Все обстояло далеко не так просто в моральном, эмоциональном настрое. И каждый раз, пусть мне и приходилось играть одного и того же персонажа, показывать его внутренний мир, доносить все это до зрителя, делал я это каждый раз по-разному, — рассказал артист.
Добавим, что этот балет, как и многие другие, покорил зрителей не только своими выразительной пластикой, неповторимыми образами, созданными артистами на сцене, но и невероятно красивыми костюмами. А еще — сценическими эффектами. И вот тут нужно сказать спасибо изумительному мастеру, художнику по костюмам Асе Соловьевой, которая смогла воплотить гений Мукарам Авахри на сцене визуально, показав зрелищные массовые сцены и богатые костюмы. Да так, что художественные средства с фантазийными элементами мистики полностью погружают зрителя в создающее полное ощущение сверх реальности происходящего на сцене.
С другой стороны, балет «Султан Бейбарс» — это балет-размышление. Это предложение вместе со зрителем представить то, о чем мог вспоминать прославленный «отец побед». Ведь его жизнь была полна не только ярчайших событий, но и, повторим, неизбывной тоски по родине. Не только сражений с крестоносцами, чьи войска разгромил Бейбарс, защищая границы своей страны, битв с монголами, чьи набеги великий султан в нужный час снова и снова отбивал с мастерством. Быть может, это было что-то гораздо важнее событий, известных как сухие факты истории? Ведь Бейбарс всегда слыл даже в историческом контексте одним из самых скрытных правителей всех времен и народов.
В полной мере очень сложно раскрыть удивительную и противоречивую судьбу человека, который прошел путь от воина-раба до могущественного правителя самого сильного государства на Ближнем Востоке в ХIII веке. Он заслужил имена Абуль-Футух (Отец побед) и Рукн-ад-дин (Опора веры). Рожденный в степях Дешт-и-Кипчак, Султан Бейбарс I навсегда вошел в мировую историю как великий полководец, развеявший миф о непобедимости монгольской орды.
Добавим, что за этот балет хореографа Мукарам Авахри наградили Национальной премией «Умай-2022» в номинации «Лучший хореограф». В этот раз главную роль в этой постановке должен будет воплотить ведущий солист театра «Астана Балет» Ерканат Ермагамбет.
Фото пресс-службы театра «Астана Балет»