Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Кобзарь в казахской степи
КультураИскусство

Кобзарь в казахской степи

В Алматы открылась выставка работ Тараса Шевченко

В Национальном центральном музее РК проходит выставка «Кобзарь в казахской степи: пересечение истории и судьбы». Экспозиция, подготовленная на основе фондов Мемориального музея Тараса Шевченко Тюпкараганского района Мангистауской области имени Абиша Кекилбайулы, объединяет два раздела. Первый под названием «Возвысивший казахскую степь кистью…» представляет живописные, графические работы Тараса Шевченко, созданные на казахской земле. Второй, «Волшебный мир украинских рушников», демонстрирует уникальные расшитые полотенца ритуального назначения, национальные костюмы, предметы быта и книги украинского народа. В целом в коллекцию вошло около 160 экспонатов.

На церемонии открытия выставки 7 ноября с приветственным словом выступил и.о. директора Национального центрального музея Сержан Саров. Заместитель председателя Украинского культурного центра в Алматы Мария Шеремет и академик, почетный гражданин Тюпкараганского района Жумат Тылепов подчеркнули значимость художественного и поэтического наследия Тараса Шевченко и актуальность выставки для современного культурного диалога.

Шевченко (4).jpg

Директор Историко-краеведческого музея Мангистауской области, кандидат исторических наук Эльвира Абланова представила концепцию проекта и вручила музею благодарственное письмо и памятные подарки. Открытие дополнили концертные номера молодых исполнителей, создав атмосферу теплого культурного обмена.

Как подчеркивают организаторы, цель выставки — по-новому раскрыть историческую связь между казахским и украинским народами, показать, как перекликаются культурные ценности и традиции двух стран, а также популяризировать творческое наследие Тараса Шевченко в Казахстане, укрепляя пространство дружбы и взаимопонимания.

Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861) — поэт, художник и мыслитель, чье имя стало символом духовной свободы, — провел десять лет своей жизни на казахской земле. Сюда он был отправлен как политический ссыльный: сначала в Оренбургский край, затем в Орскую крепость, Аральский регион и, позднее, в Новопетровское укрепление на полуострове Мангышлак (1850-1857). Именно эти годы, прожитые в суровых степных условиях и строгой военной службе, оказались для него временем удивительного творческого подъема.

Шевченко (5).jpg

Несмотря на запрет писать и рисовать, Шевченко упорно продолжал работать. В ссылке он создал значительную часть своих поэтических произведений, повестей на русском языке, а также сотни рисунков и акварелей. Из более чем 350 его художественных работ около 200 посвящены природе, быту и людям казахской степи. Он смотрел на окружающий мир не как случайный наблюдатель, а как внимательный исследователь, воспринимая степь как пространство свободного духа и человеческого достоинства. В его произведениях даже сама казахская земля обратилась самостоятельным героем, живым, щедрым, многоликим.

Особую роль сыграло участие Шевченко в Аральской описательной экспедиции (1848-1849) и в Каратауской экспедиции (1851). Именно тогда появились произведения, ставшие классикой его художественного наследия: «Пожар в степи», «Форт Райым», «Шхуны у Кос-Арала», «Жалғыз ағаш», а также созданные в горах и долинах Мангышлака акварели «Канга-Баба», «Туркменское кладбище в долине Долана», «Акмышское ущелье», «Гора Шеркала», «Горный пейзаж при лунном свете» и другие. Эти работы — одновременно документ эпохи и пример его зрелой художественной манеры, в которой точность наблюдения соединяется со сдержанной поэтичностью.

Шевченко (7).jpg

Вторая часть выставки, «Волшебный мир украинских рушников», представляет зрителю коллекцию традиционных рушников, сохраняющих символику обрядов, память семейных историй и художественные коды украинской культуры. Здесь каждая тканая нить становится продолжением того самого культурного диалога, который когда-то столь глубоко прочувствовал Тарас Шевченко.

Рушник — предмет, который во многих культурах служил не просто тканью, а знаком связи с родом и обережным символом. Подобные украшенные полотна встречались у народов Центральной и Восточной Европы, на Балканах.

Украинские рушники стали одним из самых выразительных вариантов этой традиции. Их почти не использовали как полотенце. Это был прежде всего оберег и важная часть домашнего интерьера: рушниками украшали окна, двери, иконы, углы хаты. Они сопровождали человека в обрядах рождения, свадьбы и прощания, становясь немым свидетелем семейной истории.

Шевченко (8).jpg

Особое значение рушник имел в одежде. Им нередко подпоясывались, особенно в Среднем Поднепровье. Праздничный пояс из богато орнаментированного рушника считался сильным талисманом. Отсюда и выражение «распоясаться», ведь выйти в люди без пояса означало потерять достоинство и уважение.

Традиционный рушник ткали из льняного, реже конопляного полотна. Его классический вид — узкая и очень длинная ткань, украшенная вышивкой, кружевом или браным ткачеством. Украинская вышивка сохраняет богатый язык символов. На рушниках сочетались зооморфные, растительные и геометрические узоры — от лебедей, оленей и коней до дубовых листьев, калины, мака и виноградных лоз. Каждый мотив когда-то имел сакральный смысл и служил оберегом.

В новой экспозиции представлена внушительная коллекция рушников: от традиционных до современных интерпретаций, развешенных в пространстве зала как обереги. Тонкие вышивки с птицами, розами, садами, густыми национальными мотивами соседствуют с рушниками, посвященными творчеству и наследию Тараса Шевченко. На белом полотне вспыхивают алые, васильковые, зеленые узоры, а среди экспонатов встречаются и уникальные работы, созданные как символ дружбы между казахским и украинским народами.

Шевченко (3).jpg

Среди предметов быта гости увидят удивительные экспонаты XIX-XX веков: глиняные тарелки с цветущими орнаментами, расписные кувшины, ступу — деревянную чашу для растирания мака, масла или творога. Нашлось здесь место и редкому кувшину для узвара, традиционного украинского напитка из сушеных фруктов. А особое восхищение вызывает деревянная чаша для яиц с ручками, вырезанными в виде птиц, — теплый, почти сказочный образ народного мастерства.

Выставка «Кобзарь в казахской степи: пересечение истории и судьбы» ждет зрителей в стенах Национального центрального музея РК до 7 декабря 2025 года.

Фото Талгата Галимова

Читайте в свежем номере: