Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Кочевая поэзия, одиночество в толпе, ИИ
КультураИскусство

Кочевая поэзия, одиночество в толпе, ИИ

В Алматы проходит выставка художника Аскара Ахамана

В Центральном выставочном зале Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева открылась большая персональная выставка Reverse члена Союза художников РК Аскара Ахамана. В экспозиции представлено более 60 живописных произведений: наполненные поэзией пейзажи и бытовые зарисовки, композиции, фокусирующиеся на культурной памяти, футуристические работы-предостережения, а также полотна, затрагивающие глубокие философские темы.

Аскар Ахаман родился в 1978 году в поселке Мырзакент, что в Южно-Казахстанской (Туркестанской) области. В 1996 году окончил Шымкентский художественный колледж имени Абылхана Кастеева. позже продолжил образование в Южно-Казахстанском университете имени Мухтара Ауэзова. С 2003 года принимает активное участие в республиканских и международных выставках, симпозиумах. Работы художника хранятся в музейных собраниях Казахстана, России, Кипра, а также в частных коллекциях по всему миру.

Его персональная выставка «Кері»/Reverse (можно перевести как «вспять», «отыграть назад»), открывшая свои двери в пространстве Центрального выставочного зала музея имени А. Кастеева 15 августа, — это выразительное воплощение его авторского художественного языка, отражение философских поисков и творческого пути. Работы Ахамана отличаются композиционной цельностью, выстроенной с помощью четких линий, и внутренней напряженной динамикой.

выставка цвет (1).jpg

Каждое творение оказывается пространством для визуального размышления, синтезом художественных и философских идей, приглашающим зрителя заглянуть в глубины символического и духовного. В его полотнах мифологические, философские и архетипические мотивы переплетаются, вытягивая на поверхность универсальные темы: связь человека с миром, взаимодействие духа и материи, природу времени и пространства.

Обращаясь к образам прошлого, художник не только исследует истоки культурной памяти, но и акцентирует их значение в контексте современности.

Композиционные решения Аскара Ахамана раскрывают дыхание реальности как поистине живого непрерывного процесса и направляют внимание зрителя к внутреннему духовному поиску. Так, например, в работах «Тишина», «Отчий дом», «Ожидание», «Отцы-основатели», «Начало жизни» и других художник создает визуальные образы, в которых пластика форм, взаимодействие цвета и ритм пространства становятся выразительными средствами размышления о человеческом существовании.

выставка цвет (2).jpg

Сквозь текучесть линий, символику цветовых решений и движение композиционного пространства Ахаман передает сложные эмоциональные и экзистенциальные состояния от одиночества и ожидания до памяти о доме и эфемерного предчувствия начала. Художественный язык автора обращается к внутреннему, невидимому: опыту переживания, духовной памяти, к тому, что часто ускользает от взгляда, но неизбежно формирует наше восприятие мира.

Погружаясь в выставку «Кері», зритель постепенно начинает различать элементы авторской мифологии художника — устойчивые образы и пластические приемы, формирующие особую поэтику. Среди них характерные фигуры, напоминающие каменные изваяния: монументальные, с округлыми, схематичными формами, они отсылают не к классической скульптуре, а к древним культовым объектам, несущим в себе архетипическую силу.

Другой повторяющийся мотив — фигуры, подобные бумажным человечкам: хрупкие, почти растворяющиеся в окружающем пространстве. Пластичные и уязвимые, они словно способны свернуться внутрь себя, оберегая подлинную суть, и в то же время развернуться наружу, предъявляя миру совсем иной облик.

выставка цвет (4).jpg

Стоит отметить, что эти персонажи нередко появляются в работах, затрагивающих тему одиночества, в том числе одиночества в толпе. Мы можем физически находиться рядом, но оставаться внутренне недоступными, скрытыми друг от друга, бессильными преодолеть барьеры страха или уязвимости. Вместо подлинной близости — бегство: в бесконечные информационные потоки, алкоголь, потребление, иллюзорное чувство сопричастности. Такие композиции у Ахамана, включая его «Игру», «Открытую дверь», а также вынесенные на афишу «Признаки одиночества», метафорически вскрывают контрасты современной повседневности между внешним и внутренним, личным и социальным, реальным и подмененным.

В ряде произведений Аскар обращается к образам будущего, насыщенным элементами научной фантастики и визуального гротеска. Работы «Новый мир» и «Искусственный интеллект», «Сон» — яркие тому примеры. Почти мультяшно-ироничные по стилистике, они наполнены проводами, механизированными телами, фрагментами космоса и урбанистического пейзажа. Однако за этой игрой форм скрывается тревожное содержание — далеко не бесстрастное высказывание о трансформации человеческого сознания под влиянием технологий, его возможном угасании или подмене. Художник затрагивает тему унификации мышления, стандартизации восприятия, навязанного формата «нормальности», где границы дозволенного определяются алгоритмами и общим трендом.

В то же время нельзя обойти стороной и мрачные протестные работы художника, в которых звучит отклик на политические потрясения и кровавые конфликты современности. Эти произведения подобны острым новостным репортажам, мелькающим на экранах, а затем мгновенно исчезающим, словно их никогда и не было.

выставка цвет (3).jpg

Кроме футуристических и философских мотивов, в экспозиции представлены произведения, насыщенные национальной кочевой символикой. Через них автор рассказывает о красоте родного края, доме и духовной связи с предками, виртуозно фантазируя о сотворении мира и истоках бытия, проводя их через многогранные смысловые измерения.

Отдельное внимание заслуживают пейзажи — яркие, насыщенные, с выразительной геометрией и игрой светотени. Палитра и композиционные приемы создают впечатление объемности, словно перед зрителем не плоское полотно, а раскрывающаяся в 3D книга-панорама, раз за разом открывающая взору новые детали.

Представители ГМИ РК имени А. Кастеева отмечают: «Произведения Аскара Ахамана дают возможность по-новому осмыслить бесконечные философские связи между вечной жизнью и смертью, одиночеством и надеждой, началом и концом».

Фото Талгата Галимова

Читайте в свежем номере: