10 октября 2025 года в Национальном русском театре драмы имени Михаила Лермонтова состоялась премьера спектакля «Уступи место завтрашнему дню». Особую роль и миссию в межкультурном сотрудничестве Казахстана и России несет программа «Большие гастроли» — крупномасштабный театральный проект, который с 2014 года реализуется Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры Российской Федерации и имеет несколько направлений — межрегиональное, федеральное, зарубежное.
Блистательная труппа театра участвует в программе «Большие гастроли» с 2017 года, она одной из первых на постсоветском пространстве стала постоянным участником этой зарубежной программы под патронажем Министерства культуры России. Театр уже представлял свои спектакли в Барнауле, Новокузнецке, Новосибирске, Уфе, Тольятти, Орске и Оренбурге, Кирове и Туле, Калуге и Смоленске. В сентябре-октябре 2025 года состоялись очередные «Большие гастроли» Национального русского театра драмы имени Михаила Лермонтова в Волгограде и Астрахани, где были представлены спектакли режиссера Андрея Кизилова «Ревизор» Н. Гоголя и «Вдовий пароход» по инсценировке И. Грековой и П. Лунгина, которые российские зрители встретили с восторгом.
Ранее театр неоднократно представлял свои спектакли на международных и республиканских премиях. Например, попал в лонг-лист премии «Звезда театрала‑2016» как лучший русский театр за рубежом, а в 2025 году стал лауреатом I Международной премии имени К.Ю. Лаврова «За поддержку и продвижение русской культуры».
Премьеры «Лермонтовки», как называют алматинцы свой любимый театр, всегда привлекают самый искренний интерес. И в этот раз зал был до отказа полон зрителями, пришедшими увидеть прекрасное зрелище. Ожидание оправдалось полностью. Великолепная игра актеров, особенно Татьяны Банченко, заслуженной артистки РК, исполняющей роль главной героини в спектакле Люси Купер, и Михаила Токарева, народного артиста РК, исполняющего роль ее мужа Барклея Купера, покорили зрителей. Многие сцены были сыграны на таком высочайшем уровне, что оставили много трепетных волнений в душе каждого зрителя, не оставив равнодушными никого. Зал долго аплодировал артистам за предоставленное удовольствие и возможность еще раз задуматься о судьбах — своих и близких.
В драматургии XX века немало произведений, посвященных теме старости, одиночества и разрушения семейных связей. Одним из наиболее пронзительных примеров является пьеса Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» (в русском варианте «Дальше — тишина…»).
Вина Дельмар в пьесе «Уступи место завтрашнему дню» обращается к одной из самых болезненных тем современной культуры — старости, утрате связи между поколениями и нравственной деградации института семьи. Скромный по внешнему действию сюжет — разлука пожилой пары, потерявшей дом, — оказывается глубоко символическим и обнажает кризис в самой структуре семейных отношений.

Проблема пьесы не в том, что дети Куперов злы или бездушны — напротив, каждый из них предлагает свою помощь. Но эта помощь оказывается отгороженной эмоциональной холодностью, рациональным расчетом и нежеланием впускать родителей в свою реальную жизнь. Делмар тонко демонстрирует, как сострадание уступает место социальной вежливости, а родственная обязанность — механистическому распределению «ответственности».
Художественный конфликт основан на диссонансе между памятью прошлого и реальностью настоящего. Люси и Барклей Куперы — это не просто пожилые родители. Это носители той глубинной семейной этики, в которой любовь — не функция, а смысл. Их письма друг другу становятся последним прибежищем человеческого тепла, а разлука — не бытовой, а онтологической катастрофой: распадается не просто семья, распадается само понимание общности.
Особую выразительность пьесе придает прием молчаливого драматизма: сцена финального прощания на вокзале обойдена без истерик и конфликтов, но наполнена трагизмом утраты — любви, памяти, надежды. Это «тишина» — и есть символ того будущего, к которому ведет отчуждение между поколениями.
Таким образом, «Уступи место завтрашнему дню» — не просто социальная драма о старости, а глубокое философское высказывание о деформации моральных устоев в эпоху прагматизма. Вина Делмар задает важнейший вопрос: если любовь не выражается в поступках, существует ли она вообще?
Конфликт в пьесе — не столько внешнее лишение жилья, сколько моральная катастрофа: утрата взаимопонимания и человеческого тепла между поколениями. Каждый ребенок Куперов — это типаж: кто-то рационален и "правилен", кто-то испытывает вину, но не способен действовать, а кто-то откровенно равнодушен. Родители — это зеркало будущего своих детей, но дети отказываются в него смотреть.
«Уступи место завтрашнему дню» — не просто драма о стариках. Это произведение о нас всех: о том, как легко потерять человечность и как трудно сохранить любовь, когда кажется, что "уже все кончено". Оно особенно актуально в современном мире, где одиночество часто прячется за фасадом заботы.
Фото автора