В Центральном выставочном зале Государственного музея искусств РК имени Абылхана Кастеева проходит выставка алматинской художницы Светланы Какоткиной «Один прекрасный день». В ней около 80 картин — пейзажи, бытовые зарисовки и натюрморты, написанные маслом и пастелью. Эта экспозиция — настоящий визуальный дневник, где каждое время года звучит по-своему, но со все той же неизменной теплотой, чутким вниманием к деталям и безмерной любовью к окружающему миру.
Светлана Какоткина — художница, дизайнер и архитектор. Родилась в Алматы, начальное художественное образование получила в Классической гимназии искусств, а в 2002-м окончила Казахскую головную архитектурно-строительную академию по специальности «Дизайн». Еще в студенческие годы начала участвовать в выставках и конкурсах.
Ее новая персональная экспозиция «Один прекрасный день», открывшаяся в стенах Центрального выставочного зала ГМИ РК 12 сентября, объединяет четыре серии — «Осень», «Зима», «Весна» и «Лето» — и оказывается своего рода живописным календарем чувств, впечатлений и наблюдений. Здесь нет жанрового деления: пейзажи, натюрморты и бытовые зарисовки сплетаются в единое полотно личной визуальной хроники.
Каждое произведение — отражение хрупкого момента: утренний туман, мягкий рассеянный свет, дрожащие тени в высокой траве, прозрачная прохлада осеннего дня.

Импрессионизм, к которому Какоткина особенно тяготеет, становится для нее не столько стилем, сколько способом смотреть и чувствовать. Свобода мазка, внимание к свету и мимолетности настроения — все это позволяет художнице передавать подлинную живость момента. Вместо точной фиксации она обращается к эмоциональному отклику, вместо академичной композиции к ощущению дыхания природы здесь и сейчас. Работая как в мастерской, так и на пленэре, она ищет непосредственности восприятия, позволяя живописи быть интуитивной, открытой и подвижной.
Экспозицией «Один прекрасный день» Светлана Какоткина приглашает зрителя замедлиться и погреться в объятиях солнечного света, вдохнуть аромат цветущих полей, ощутить легкое касание ветра на коже. Ее живопись говорит языком тихих радостей и мимолетных мгновений.

Серия работ под общим названием «Мамин подоконник» появляется в циклах «Осень» и «Зима». Это камерные, почти интимные композиции, где ограниченное пространство окна превращается в самостоятельный живописный мир. Здесь нет стремления к декоративности или усложненной композиции. Напротив, живопись тут работает на уровне чувств — простых, чистых, узнаваемых. Подоконник становится точкой концентрации уюта и тихой заботы. Хаотично разросшиеся листья касаются стекла, стен, переплетаются друг с другом, и в их естественном беспорядке читается сама жизнь.
Мягкий солнечный свет струится сквозь стекло, создавая игру бликов и полутонов. Пространство дышит, а время на этих полотнах будто замедляется, стремясь сохранить красоту мгновения.

В продолжение темы хочется выделить серию «В мамином саду», где фигура матери вновь изображена не буквально, но ощущается в каждом мазке, в каждом штрихе. Здесь, как и в «Мамином подоконнике», дом не просто фон, а среда, пронизанная теплом, заботой, любовью к жизни во всех ее проявлениях.
Пространство расширяется — из комнаты зритель переносится в сад, к тропинкам, ведущим к дому. По обеим сторонам — пышные цветущие кусты, горшки с диковинными растениями: часть расставлена на земле, часть подвешена на сетке, как в импровизированной теплице. Это практически пейзаж, переходящий в натюрморт, — живописная, насыщенная деталями сцена, в которой буйство природы сосуществует в удивительной гармонии с человеческим присутствием.

Композиции сохраняют камерность, но теперь они дышат иначе. В каждом эпизоде ощущаются простор, свобода, радость от встреч с долгожданным теплом. Цветовое решение более яркое, палитра звучит смело, но при этом не теряет душевной мягкости.
Особое место в экспозиции занимают, конечно, осенние натюрморты, сейчас особенно приятные глазу. В них тема осени становится визуальной метафорой зрелости, сосредоточенности, неспешной полноты жизни.

Часть композиций выстроена с очевидной академической строгостью: художница драпирует ткани в теплых насыщенных тонах, тщательно подбирает сосуды — керамические, стеклянные — и выстраивает их в сбалансированной гармонии. В вазы и стаканы помещены ветви и стебли сухоцветов, пучки золотой листвы, ярко-оранжевые коробочки физалиса, скрывающие в себе кислые ягоды. Свет ложится мягкими мазками: блики на стекле и глине, тонко переданная фактура ткани. Все работает на воссоздание атмосферы покоя и тепла.
Но рядом с этими выверенными постановками обитают иные натюрморты — спонтанные, почти случайные, полевые. В одном из них на деревянных перилах мы видим обычную пластиковую бутылку с водой, в которой расставлены ветки красных ягод. Рядом несколько золотистых яблок. Композиция проста, но именно в ней раскрывается живописное чутье автора. Передний план прописан с особой чуткостью — румянец на яблоках, тени от веток, преломления света в бутылке, за ним размывается задний — стремительный поток реки, душистые осенние рощи, туманные холмы.

Хочется отметить, что эти натюрморты — не просто жанровые сцены, а медитативные наблюдения за формой, светом и присутствием жизни в самых обыденных предметах.
Среди выставленных полотен выделяются и пленэрные композиции, написанные на Капчагае, у Карасу, в ущелье Кимасар. Здесь, в природных ландшафтах, художнице неизменно удается находить тот самый ракурс. Неочевидный, но точный, он позволяет передать красоту природы в ее изменчивости: то пробуждающейся и совсем хрупкой, то увядающей, но все еще искрящейся жизнью.
Городские зарисовки Алматы — еще одно направление, которому Светлана остается верна. Это камерные сцены старого города, улицы, где нет людей, но есть ощущение присутствия, магии неповторимого момента. Любимые дворы, дома под снос, следы исчезающей архитектуры и отголоски ушедших эпох. Внимание к деталям, свету, ложащемуся на стены, к тишине переулков — все это создает образы одновременно узнаваемые и очень личные.
Фото Талгата Галимова