Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Из шерсти и снов
КультураИскусство

Из шерсти и снов

В Алматы проходит выставка художницы, мастерицы по валянию войлока Майсы Икласовой

В Центральном выставочном зале Государственного музея искусств имени Кастеева открылась персональная экспозиция художницы Майсы Икласовой «Святой войлок — мое искусство». В нее вошло более 40 работ, выполненных в технике войлока и графики. Зритель застанет красочные, поэтичные, мастерски выполненные работы, в которых автор обращается к истокам, богатой культуре казахского народа, народным образам, сказочным персонажам и красоте природы родного края.

Майса Икласова — художница, чья творческая биография неотделима от истории сценического и декоративно-прикладного искусства Казахстана конца XX — начала XXI веков. Театральный художник, график, мастерица войлока и преподаватель, она уверенно и свободно творит на стыке жанров и времен.

Эльвира выставка (1).jpg

Родившись 12 июля 1956 года в поселке Жанажол Новосибирской области, Икласова рано связала свою судьбу с искусством. Тяга к творчеству проявилась еще в раннем детстве. Она рисовала на всем, что оказывалось под рукой: на обрывках бумаги, на стенах, старых классных журналах, которые приносил домой отец, работавший школьным учителем. В то время качественная бумага была дефицитом, но даже ее отсутствие не могло сдержать потребность девочки в рисовании.

С тех пор искусство осталось для нее внутренней опорой и жизненной необходимостью. Все вокруг может стать источником вдохновения: лицо человека, состояние природы, тишина вокруг и внутри, случайный жест доброты.

Эльвира выставка (2).jpg

После окончания художественного училища имени А. Кастеева в Шымкенте (1979) она продолжила обучение в Алма-Атинском театрально-художественном институте имени Жургенова, где изучала сценографию и технику оформления спектакля.

Еще будучи студенткой, в 1985 году начала работать на первом национальном телеканале «Алатау», также сотрудничала со столичным ТЮЗом как художник по костюмам.

Эльвира выставка (11).jpg

С конца 1990-х Икласова занимала ключевые художественные должности: работала художником-постановщиком, а затем главным художником Павлодарского музыкально-драматического театра имени Жусупа Аймауытова (1997 — 2002). С 2002 по 2017 год преподавала в Павлодарском государственном университете имени Торайгырова на кафедре архитектуры и дизайна. Параллельно оформляла спектакли для театров Астаны и вела авторские курсы по декоративно-прикладному искусству в Алматы, в том числе в Центре активного долголетия.

Сегодня Майса Камысбайкызы является членом Союза художников Республики Казахстан, художницей с тонким чувством материала и ритма. Ее войлочные произведения предстают не просто текстильными работами, но медитативными пространствами, где современность сплетается с древностью.

Эльвира выставка (7).jpg

Творчество автора многослойное, как сама ткань времени, через которую Икласова работает. Живопись, графика, батик, портреты, выполненные тонким карандашным штрихом… Каждая из этих форм выражает индивидуальный художественный голос. Однако в последние годы все заметнее ее обращение к войлоку — теплому, живому, глубоко тактильному и очень сакральному материалу, в котором художница нашла не просто средство, но соратника.

Этому ремеслу Майсу в детстве учила бабушка. Именно ее руки проложили путь, который сегодня воплощается в произведениях Икласовой, созданных в технике традиционного казахского мокрого валяния.

Эльвира выставка (9).jpg

В рамках ее новой экспозиции «Святой войлок — мое искусство», открывшей свои двери для зрителей 25 июля в пространстве ЦВЗ и собравшей более 40 произведений, именно войлочные работы стали смысловым и пластическим ядром. В них заключена связь поколений, интимная память о материале, способном не просто согревать, но хранить историю. Икласова продолжает эту линию не только как восстановитель традиции, но как художница, мыслящая образами и формой в настоящем времени.

Так, например, в работе появляются кони — один из ключевых и, кажется, самых любимых образов в творчестве Майсы Икласовой. Для нее это не просто животные, но живое воплощение свободы, духа степи, неукротимой природы и памяти кочевой культуры. Здесь они предстают в ночном пейзаже: бархатное темно-синее небо, полная луна, окутанная тонкими облаками, словно шалью. Цветущая степь дышит ветром, а по ее просторам стремительно несутся кони — белые, пегие, черные. Их фигуры размыты, вытянуты, словно растворяются в ветре, словно сотканы из самих снов.

Эльвира выставка (10).jpg

Другая ее работа раскрывает красоту природы. На ней художница изображает осень — прозрачную, влажную, дышащую дымом. Перелетные птицы уже в воздухе, небо светится сквозь кроны. Лес словно разлит пятнами акварели — огненными, золотыми, пурпурными, сизыми, розовыми. Посреди лесной гущи белеют тонкие стволы, вышитые стежками поверх. Цвета растекаются и сплетаются, переходят один в другой с удивительной мягкостью. Палитра выверена тонко, почти интуитивно. Трудно поверить, что это не живопись, а войлок, материал, которому свойственна плотность, а не прозрачность.

Энергичная, глубоко вовлеченная в художественное сообщество, Майса регулярно принимает участие в творческих пленэрах на Иссык-Куле, где собираются мастера из разных стран. Один из таких выездов, к слову, стал отправной точкой для создания Международной выставки, посвященной Кыргызстану и объединившей художников из четырех стран.

Эльвира выставка (8).jpg

В 2023 году Икласова вошла в число участников III республиканского открытого фестиваля художественного войлока «Войлокфест», проходившего в музее «Ижад» Башкирского государственного художественного музея имени М. Нестерова. Фестиваль был приурочен к Году семьи в России и 450-летию города Уфы и стал еще одной площадкой, где войлок предстал в роли современного художественного направления, бережно сохраняющего сакральность традиции.

Параллельно с выставочной и творческой деятельностью Майса преподает рисунок, живопись, композицию, декоративно-прикладное искусство, историю костюма и дизайн одежды. Она щедро делится мастерством и опытом со студентами, передавая не только технику, но и особое отношение к материалу.

Произведения художницы хранятся в частных коллекциях Турции, Германии, Италии, ОАЭ и США.

Фото Талгата Галимова

Читайте в свежем номере: