В гостях редакции — Наталья Сиротенко, турнирный коневод, руководитель конного клуба «Дибек». Главный род ее деятельности заключается в полном сопровождении лошадей и спортсменов на соревнованиях.
— «Дибек» существует не первый год, и в начале-середине 2000-х его скакуны не раз блистали на республиканских соревнованиях, забирая призовые места. Позже наступил период стагнации… Как обстоят дела сейчас, обновился ли пул и в каком направлении идет развитие?
— Да, это действительно так. Был период, когда конюшня просто существовала и не было никакого развития. Раньше «Дибек» занимался скаковыми лошадьми. Здесь базировался довольно знаменитый конь по кличке Байсангур. В его медальном зачете есть в том числе и приз Президента Республики Казахстан.
На данный момент мы привезли сюда молодых лошадей разных пород: спортивного направления, шоу-класса, «детских» лошадок. Одна из первозадач — сделать так, чтобы в Казахстане были лошади высокого уровня. К сожалению, сюда завозится мало именно спортивных лошадей.
— Можно немного подробнее об этом? Что подразумевается под терминами «детская», «спортивная» или лошадь «шоу-класса»?
— Да, есть огромное количество пород. Если говорить про бега, то это экипаж. Он представляет собой связку из специально подготовленной лошади, маленькой тележки и жокея. Если лошадь, которая бежит в экипаже, очень длинноногая, она себя травмирует. То есть лошади, которые занимаются бегами, как правило, низкие, но имеют длинный корпус. Благодаря специфике своей анатомии (длинного тела) они во время бега гораздо меньше бьют свои передние ноги копытами задних. Их основной аллюр (способ передвижения. — Ред.) — это рысь. Плечо беговых скакунов отличается от плеча лошади, допустим, верховой породы. Они выведены так, чтобы у них была очень широкая рысь. За счет этого они могут очень далеко выносить ноги, брать большой захват пространства на рыси.
Но эти же лошади совершенно неконкурентоспособны в скачках. Отмечу, это один из самых популярных видов конной индустрии, когда жокей находится не в тележке, а сидит верхом на лошади. Это и есть пара. На соревнованиях можно наблюдать большое число пар, которые одновременно стартуют и бегут на скорость по ипподромному кругу.
Сейчас набирают популярность олимпийские виды конного спорта. Это конкур, выездка. Выездка — это вид конного спорта, а также «высшая школа верховой езды», где демонстрируется искусство управления лошадью через выполнение специальных упражнений и обязательных элементов. Она чуть скучнее для зрителя, поэтому не настолько популярна.
А вот в конкуре, где лошади преодолевают препятствия разной высоты, все более зрелищно. Есть высота для молодых лошадей, детей, высоты любительского уровня, уровня Гран-при. Это когда всадник преодолевает полтора метра верхом на лошади. И это не разовый прыжок, а несколько барьеров, которые выставлены на разной дистанции. Это искусство, которому нужно учиться. Со стороны может показаться, что всю работу выполнят лошадь, а задача всадника заключается только в том, чтобы удержаться в седле. На самом деле это не так. Где-то всаднику нужно попросить лошадь двигаться короче, где-то — шире, подвести лошадь к правильной точке отталкивания. Дело в том, что лошадь не понимает идеальную траекторию для прыжка.
Соревнования по конкуру понятны любому — пятилетнему ребенку, взрослому человеку, который ни разу не видел лошадь, поэтому они довольно хорошо популяризируются. На этом соревновании очень легко выбирать своих фаворитов, потому что всадники выступают по одному на разных лошадях и в разной амуниции.
Сейчас часто устраивают так называемый шоу-конкур, когда всадник вначале прыгает шесть барьеров на лошади, а потом пересаживается на автомобиль и едет на машине между конусами. Это шоу. Есть момент из эстафеты, который и привлекает аудиторию.

— Теперь, когда мы немного разобрались во всем разнообразии и грации конного спорта, скажите, в каком из этих векторов будет развиваться «Дибек».
— Сейчас «Дибек» взял на себя серьезную задачу. Это, можно сказать, создание основной конноспортивной базы для всего Казахстана. Потому что конный спорт складывается из большого количества вводных. Это должны быть хорошие лошади, хороший тренерский состав. И, что очень важно, нужны хорошие рабочие площадки. Неважно, какого класса лошади и тренерский состав. Если лошадь негде тренировать, то никто не сможет показать результат. Хорошие рабочие площадки — это половина успеха.
Когда есть подготовленная лошадь, ее обычно возят на соревнования, которых на самом деле проходит очень много. В Европе, России колоссальное количество соревнований проводится регулярно. Бывает так, что за весь летний сезон мы находимся дома всего две-три недели, все остальное время — на соревнованиях в разных конных клубах. При этом в Казахстане очень мало соревнований проходит в течение года. А именно соревнования являются ключевым способом роста. Это способ знакомств и развития.
— По вашему мнению, что препятствует созданию такой же среды в Казахстане?
— Соревнований мало по одной простой причине, так как нет баз достаточного уровня и достаточного финансирования, чтобы привлекать спортсменов, консультантов, проводить семинары. Если говорить комплексно, то нужно поднимать уровень конного спорта.
— Понятно, что в России и Европе гораздо проще принимать участие в различных соревнованиях из-за большой концентрации хороших клубов. При этом в Казахстане соревнований не так много, как хотелось бы. Возможно ли участие наших спортсменов в международных соревнованиях и насколько это сложно с позиции логистики?
— Международные перевозки для лошадей — это не проблема. Лошади летают на самолетах, ездят на поездах и машинах. Чаще всего у спортивной команды есть коневоз. Это специализированный транспорт, предназначенный для безопасной и комфортной перевозки лошадей. Это может быть как грузовик или автобус с прицепом, так и специальный прицеп для легкового автомобиля. При дальних поездках обычно это большая машина, оборудованная в том числе для проживания команды, чтобы не заниматься поиском гостиниц на месте.
Дело в том, что не все конные клубы могут предоставить гостиницу, а уезжать от лошадей куда-то далеко — это тяжелая задача. Поэтому обычно профессиональные коневозы большие, очень комфортные для лошадей и людей. Маршрут прокладывается так, чтобы можно было делать комфортные остановки для выгула лошадей. Для них это не очень сильный стресс, потому что лошади международного уровня, которые выезжают на соревнования в другие страны регулярно, к этой практике приучены. Они уже знают: «Мы зайдем в коневоз, немного потрясет. Мы выйдем, будут новое место, вкусное яблоко».

— Транспортировка самолетом — это больший стресс или наоборот? Какой способ логистики лучше, если, допустим, цель — показать лошадь, выращенную в «Дибеке», на европейском уровне?
— Не будем забегать так далеко, поскольку для выступления в Европе нужно проделать долгий путь. И дело здесь не только в лошадях. Как я и говорила выше, нужна большая и сплоченная команда. Собрать всадника и лошадь уровня выступлений в Европе, чтобы съездить туда не просто так, а быть конкурентоспособными — задача, которая может растянуться даже на десятилетия. Это сложный спорт, где крайне непросто найти хорошую лошадь. Из 20 хороших лошадей действительно «выстрелить» может только одна. А может и не одна, а сразу 10. Это всегда зависит от очень большого количества факторов.
Здесь большую роль играет связь лошади и человека. Приведу пример. Есть у нас в практике такое явление. Допустим, лошадь под нашим всадником может выступать плохо, как бы мы с ней ни работали. Продали. На нее садится другой всадник, и пара показывает такой результат, что у нас у всех рты открываются. Хотя делают они вроде все то же самое...
Есть и другие аспекты. Из-за такого большого количества факторов сложно дать какой-то прогноз по конкретному животному. Здесь больше про комплексный подход на экспертном уровне. Что же касается механики транспортировки на большие дистанции, то лично я отдам предпочтение коневозу. Самолет — крайняя мера, если, допустим, нужно перелететь через океан.
— Что подразумевается под хорошей площадкой для развития и почему она так важна?
— Хорошая площадка — это площадка, на которую положен правильный грунт. Лошадям очень важно, чтобы грунт не был слишком рыхлым. Когда грунт рыхлый, лошадь может травмировать ногу на резких поворотах. В плохом грунте застревает нога, что может привести к травме сухожилий. На слишком жестком грунте у лошади будут чрезмерно стираться копыта, если она не подкована. Также будут травмироваться суставы и т.д.
Помимо этого даже качественный грунт должен быть правильно увлажнен круглогодично. А это в условиях Казахстана с местными летними температурами задача непростая. Поливать его сверху фонтанами… Это не решит вопрос. Он должен увлажняться автоматической системой из-под земли, с дренажами. Это сложная и очень важная составляющая. Увы, многие думают — для того чтобы сделать рабочую площадку для лошади, достаточно насыпать песка подходящего цвета, после чего смело заявлять о себе как о конном клубе спортивного уровня. К сожалению, это не так. Приходится укладывать еврогрунты, чтобы можно было проводить соревнования, чтобы лошади не травмировались. А еврогрунт — это большие вложения.

— На каком этапе сейчас находится модернизация «Дибека»?
— На данный момент мы проходим самый начальный этап. Оборудуем «Дибек» базовым минимумом того, что нужно для содержания лошадей любого уровня: любительских, частных владельцев, детских.
Базовый минимум у всех этих животных абсолютно одинаковый. Это хорошее питание, качественная подстилка, уход, выгул и создание безопасности — хорошее ветеринарное наблюдение. Когда отлажен этот процесс, уже можно идти дальше и начинать строить стадионы, диснейленды и так далее. Главное — создать базу. Потому что, если замахнуться сразу на строительство, допустим, гранд-манежей — крытых площадок с еврогрунтом, то это колоссальные вложения средств. Если же при этом лошади не будут иметь возможности гулять, то к моменту, когда в этих гранд-манежах можно будет выступать, у них будут проблемы с ногами и легкими.
— Отлично, три, пять, 10 лет… Можно ли говорить о каких-то конкретных горизонтах, чтобы понять, когда мы приедем к идеалу?
— Это всегда зависит от количества финансовых вложений и от того, насколько быстро учится и развивается команда. Давать прогнозы можно всегда, но они никогда не сбываются, поскольку каждая история — дело частное и зависит от целого ряда сопутствующих аспектов.
— Вы сказали, что в целом регион испытывает дефицит качественных площадок. По вашей оценке, есть ли конюшни, за которые не стыдно, и сколько их?
— Я не могу сказать про весь Казахстан, но консультировалась с ребятами, которые базируются в РК со спортсменами. Общее резюме — есть куда расти. Большинство клубов — любительского уровня. Там нет грунтов, лошадей хорошего качества, но и соответственно нет развития конного спорта. Если брать Астану и Алматы, то навскидку должна набраться дюжина клубов, которые достаточно неплохо выглядят. Конечно, не шоу-уровня, не гранда, а хорошего.

— Как получить чемпиона? Дело только в хорошей родословной или?..
— Это комплексный подход и немного везения. Если мы говорим про спорт, то, конечно, важно выбрать хорошую лошадь спортивной породы. Если мы возьмем обычную лошадь, то какие бы у нас ни были тренерский состав, талантливый спортсмен, годы профессиональной генетики и селекции, их никуда не деть. Лошадь, которая поколениями создавалась, чтобы прыгать, будет прыгать лучше, чем лошадь нашего соседа. То есть важно выбрать подходящую лошадь мало того что спортивной породы, так еще и от хорошей родительской линии. То есть надо разбираться в родословной лошади, видеть там чемпионов. Понимать, как несколько чемпионов в ее родословной могут сыграть в ней.
Дальше важно подобрать хорошее кормление, хороший выгул, чтобы лошадь правильно питалась, двигалась. Не спешить с тренингом. Очень многие хорошие лошади не смогли продолжить свою карьеру на высоком уровне, потому что в какой-то момент их всадники, владельцы, поспешили за результатом. То есть они погнались за результатами для молодых лошадей, и их кони к моменту стартов на больших высотах уровня Гран-при были уже травмированы. Каждому возрасту своя нагрузка. Это важно.
Хороший спортсмен, хороший коновод… В общем, хорошая команда вокруг лошади должна быть. Есть базовый минимум — это конюх, который убирает и кормит. У лошади должен быть коновод, который находится с ней почти весь день и знает про эту лошадь все, видит какие-то ее ветеринарные аспекты и помогает спортсмену, который с этой лошадью работает.
Должен быть талантливый спортсмен, который может эту лошадь провести по уровню от начальных выступлений до высот. Должен быть тренер, который видит спортсмена, видит и понимает лошадь. В нашем деле важно смотреть на процесс со стороны, поскольку бывает, что иногда спортсмен слишком много требует от лошади в моменте или наоборот — немного завис на одном уровне, и нужно дать толчок вперед. Если говорить о профессиональном уровне, то у лошади должен быть массажист, остеопат, отдельный стоматолог. Не просто ветеринарный врач, который может ей подпилить зубы, а узкопрофильный специалист.
— Перед интервью вы говорили, что в «Дибек» было приобретено семь лошадей. Можно подробнее о них? На кого пал выбор?
— В первую очередь хотелось бы сказать о пополнении, которого ранее в «Дибеке» не было. Это пони. Позволю себе небольшое отступление. Есть «классический» пони, которого мы знаем, или правильнее будет его назвать шотландским пони. Это такая коренастая лошадка с большой челкой и длинной шерстью. Таких мы часто можем встретить в парках городов, где за деньги предлагается прокатиться круг-другой.
Если говорить про обучение детей верховой езде, то шотландский пони — далеко не самый хороший выбор по целому ряду причин. Во-первых, он обладает сварливым характером, что объясняется просто. Изначально порода выводилась для того, чтобы работать в шахте, тянуть вагонетку с углем, быть неприхотливой и выносливой, а не умилять грацией. Во-вторых, из-за анатомических особенностей на ней очень некомфортно ездить. У шотландских пони очень короткие ноги, из-за чего они обладают очень коротким шагом. Как следствие удовольствие от езды на лошади такое же, как от «катания» на швейной машинке. Научить ребенка ездить верхом на такой лошади крайне сложно.
Уэльские пони — это как раз та лошадь, которая была выведена для детского спора. Это то, что сейчас представлено в «Дибеке». У нас великолепная пара. Так что в дальнейшем мы сможем дать больше уэльских пони Казахстану.
Они добронравные. У них широкий шаг, как у верховой лошади, поэтому детям очень удобно учиться на уэльских пони. Еще стоит отметить их рост, который значительно выше шотландского пони, но ниже полноценных лошадей. Один уэльский пони ростом, как два шотландских, если поставить их друг на друга.

— Какую из имеющихся в «Дибеке» лошадь вы бы отметили?
— Сложно сказать, поскольку все они разные. Под разные задачи. Но, если говорить о моих личных впечатлениях, на данный момент мне больше всех нравится потенциал коня по кличке Dark Legend. Это жеребец ганноверской породы с очень хорошим происхождением. Он очень хорош, и, если все в его жизни сложится правильно, он может показать очень высокие результаты.
Также в «Дибеке» есть фризский жеребец по кличке Рудольф. Тоже очень хорошего происхождения. Фризская — это не спортивная порода, но абсолютно великолепные лошади шоу-класса. Наверняка вы видели в фильмах про Средневековье, как рыцарь выезжает на черном коне с пышной развивающейся гривой… Вот это наш Рудольф. Он обладает очень приятным характером несмотря на то, что жеребец. Он ориентирован на человека, то есть внимательно следит за тем, какие команды дает ему человек. Он безопасен, и его можно будет предлагать детям или использовать в фотосессиях.
Еще здесь есть две прекрасные кобылы: одна — тракененской породы, вторая — ганноверской. Кобыла тракененской породы имеет восхитительное происхождение и перспективу для выступления в выездке. Это как раз второй вид олимпийского спорта, в котором лошадь демонстрирует красоту, плавность движений и чуткость взаимодействия с всадником. Он сложен в восприятии для широкой аудитории, но очень ценится в конном сообществе. В целом работа ведется. Мы ищем хороших лошадей спортивного направления и шоу-класса как в России, так и в Европе. Поэтому можно говорить о том, что процесс восстановления «Дибека» движется поэтапно. Здесь нужно понимать, что поиск хорошей лошади — это очень кропотливая работа, которая требует определенного времени.
— Какие перспективы вы видите для тех лошадей, которые находятся в «Дибеке» продолжительное время?
— Сейчас здесь табун в 40 голов, но, поскольку какой-то период времени в клубе не было никакой динамики, связанной с лошадьми, их качество как спортивных лошадей снизилось. Мы попробуем научить этих лошадей дружить с людьми и сделать на их базе учебную секцию. Потому что без учебных лошадей не будет хороших всадников, которые могут ездить на спортивных лошадях. Это тоже очень важно. Если неопытного всадника сразу посадить на спортивную лошадь, произойдет трагедия. Это то же самое, что посадить пятилетнего ребенка в спортивную машину и показать, где газ.
Поэтому из имеющегося табуна сейчас мы подготовим учебных лошадей, и тогда сможем обучать верховой езде большое количество всадников.

— Раньше «Дибек» регулярно принимал детские экскурсии. Ребят знакомили с культурой, учили навыкам верховой езды. Эта практика будет возрождаться или клуб движется в другом векторе развития?
— Я очень надеюсь, что да, потому что конный спорт — это очень дорогое удовольствие. Я знаю большое количество талантливых конников, которые когда-то вышли из таких проектов. Можно назвать их благотворительными. Потому что не каждая семья может себе позволить отправить ребенка заниматься на лошади или даже просто покататься, а если мы говорим про занятия на профессиональном уровне, то это действительно очень тяжело. Когда есть возможность дать детям общение с животными, то как раз из таких школьных экскурсий и вырастают чемпионы. Просто в какой-то момент важно протянуть им руку.
В целом база здесь хорошая, с большой территорией. Есть где развернуться, чтобы, условно говоря, и туристы приезжали, и дети занимались, и спортсмены не отрывались от тренировок. «Дибек» располагает к проведению детских лагерей конного направления и профессиональных мероприятий, семинаров, тренингов. Прекрасно и то, что «Дибек» — это не только конюшня. Здесь есть гостиница, где люди могут жить, яблоневые сады, уникальные рыбы осетровых пород и много другой необычной живности. Поэтому мы движемся в этом направлении, и со временем, уверена, все будет.
Фото автора
