Имя этого разностороннего врача навсегда вошло в золотой фонд становления и развития медицинской отрасли Казахстана, его помнят благодарные земляки в области Улытау. Знают доктора и поклонники таланта народного артиста СССР Олега Янковского. Ведь Брылина была первой, кто увидел появившегося на свет ребенка, ставшего знаменитым актером.
— Мне довелось повстречать Антонину Андреевну лишь однажды, но я на всю жизнь запомнила ее образ, — говорит общественный деятель Найля Чуйкина из Жезказгана. — Я была приглашена ее дочерью Тамарой Агамовой зайти на чашку чая. Как положено, с коробкой конфет в назначенное время стучусь в дверь. Приветливая хозяйка впускает в дом. И здесь в проеме двери я увидела настоящую даму. Она стояла в хорошо сшитом темном костюме и на каблуках, с аккуратной прической с проседью. «Это моя мама», — представила Тамара Ашотовна. И на мой бестактный вопрос: «Она уходит куда-то?» ответила просто: «Нет. Мама не признает домашних халатов. Она всю жизнь проработала хирургом, и привычка всегда быть собранной и готовой к вызову выработала у нее вот такой стиль одежды дома. А каблуки она обожает и не признает тапочки. Ей удобнее в туфлях. Многочасовое стояние у операционного стола требовало носить только удобную обувь и на каблуке». В ту пору Антонине Андреевне было 78 лет. Тогда я не знала, что судьба подарила мне встречу с легендой.
Антонина Брылина родилась в 1917 году в Алтайском крае. В Казахстан девочка попала в 10-летнем возрасте вместе с родителями-железнодорожниками, решившими внести свой трудовой вклад в прокладку Туркестано-Сибирской магистрали — великой стройки первой пятилетки.
В 1935 году поступила в Алма-Атинский медицинский институт и с отличием окончила его накануне Великой Отечественной войны — в 1940-м. Это был пятый выпуск института. У Антонины Андреевны была возможность остаться в аспирантуре. Но, окрыленная романтикой, она попросилась поехать на работу в Центральный Казахстан. Прибыла в поселок Карсакпай, бывший районным центром, где функционировала металлургическая промышленность.
Так Антонина Андреевна поменяла Алтайский край на степь с суровым климатом и нашла постоянную прописку на джезказганской земле. Всю сознательную жизнь она отдала медно-рудному краю, была первой женщиной-хирургом в регионе, начав свою деятельность в селе Байконур.

Спасала жизни людей, отбиваясь от волков
Главным здесь было производство, больница не являлась тем вопросом, которому уделялось много внимания. Грязь, печное отопление, привозная вода. Антонина Андреевна в первый же день посетила руководство угольного рудника и потребовала повернуться лицом к лечебнице, принять самое пристальное участие в заботе о здоровье рабочих села. Сама она трудилась днями и ночами.
Большую часть времени проводила на производстве, спускалась в шахты, делала подворные обходы, ездила на зимовки, оказывала необходимую помощь на местах. Выучила казахский язык. Стала ездить верхом на лошадях. Основные направления ее работы — борьба с заразными инфекционными заболеваниями, улучшение санитарного состояния округи.
Байконур в те годы был маленьким селом, где находилось несколько небольших угольных шахт, которые бесперебойно, день и ночь, по узкоколейной железной дороге обеспечивали топливом Карсакпайский медеплавильный завод и Джезказганский медный рудник.
За два года работы она прошла хорошую профессиональную выучку как врач-практик. Вместе с тем на ее хрупкие девичьи плечи легли организационные вопросы: из захудалого медпункта создана лечебная амбулатория, под которую выделили самый лучший в селе четырехкомнатный дом, где до революции проживал начальник угольных копей. А следом была открыта больница на 15 коек.
Всюду Антонина Андреевна поспевала одна: и к жителям села, и к окрестным чабанам. В зимние студеные дни приходилось добираться на санях. Бывало, увязывались волки, и женщина научилась стрелять из ружья, щелкать нагайкой, управлять лошадьми. На десятки километров она была единственным врачом. Антонина Брылина вдоль и поперек исколесила округу — спешила успеть всюду, где ее ждали нуждающиеся в неотложной помощи.
А в начале Великой Отечественной войны Антонину Андреевну направили в Карсакпайскую районную больницу, назначив главным врачом. Занимаясь организацией сферы здравоохранения, она стала еще и многопрофильным доктором — работая терапевтом, оперировала и принимала роды. Тогда в рабочем поселке Рудник не было отдельной гинекологии.
Антонина Брылина 23 февраля 1944 года приняла роды у мамочки из поселка Рудник. На свет появился ее третий ребенок, который впоследствии стал выдающимся актером. Это народный артист СССР Олег Янковский.

Война не отменила болезни
В годы войны стали поступать раненые, нуждающиеся в оздоровлении и реабилитации. Антонина Андреевна возглавила военно-врачебную комиссию.
Война не отменила болезни детей, инфекции, ангины. Антонина Брылина сумела в 1942 году добиться открытия Жездинской поселковой больницы при построенном в кратчайшие сроки марганцевом руднике. Живущим здесь людям это было необходимо. Занимаясь организацией и открытием новых отделений, она продолжала оперировать, вести приемы в поликлинике, передавала свои знания молодым врачам, хирургам. Антонина Андреевна воспитала поколения медиков, которые работают во всех уголках СНГ, в ведущих европейских клиниках и в Америке.
Всю войну Антонина Брылина провела в Карсакпае. На ее попечении была огромная территория нынешнего Улытауского района. Единственный транспорт — подвода да сани.
За годы работы из молодого хирурга вырос уверенный в своих силах и возможностях врач, которого в округе уважали и ценили. Помимо хирургии Антонина Андреевна занималась гинекологией, терапией, урологией. Она одна из первых в Центральном Казахстане в условиях военного времени успешно проводила сложнейшие операции на почках.
— Мама всегда была собрана, внимательна, для нее не существовало праздников и выходных, она в любой момент могла поехать к больному. Я не помню ее усталой или выражающей неудовольствие по поводу пациентов. Однажды дав клятву Гиппократа, она была верна ей до конца своей жизни, — вспоминает дочь, врач-терапевт Тамара Агамова.
— Антонина Андреевна Брылина была моим наставником и учителем, — делился заслуженный врач РК Умирбек Муканов. — Когда я приехал молодым хирургом в больницу поселка Рудник со своими академическими знаниями, имея только опыт начальной работы в хирургии, она показала, что врач — это прежде всего психолог, друг, советчик, а иногда и человек, который должен мягко, но категорично настоять на своем в отношении дальнейшего диагностирования и лечения. Она научила любить больных и свою специальность. Многие джезказганцы называли ее своим Гиппократом. За долгие годы работы рядом с ней я не замечал грубости с ее стороны, повышения голоса на подчиненных. Она была очень внимательна и к пациентам, и к коллегам. В годы работы в Карсакпайской районной больнице Антонина Андреевна снискала славу и любовь жителей.
— Первый хирург Джезказганской области — ровесница Октябрьской революции. За ее строгостью стояла большая любовь к человеку, — отмечает доктор медицинских наук Станислав Воронов.
— Мама для меня была эталоном, — признается Тамара Агамова. — Когда маму вызывали ночью на срочную операцию, то она, если не с кем было оставить, брала меня с собой. Укладывала спать в своем кабинете на кожаном диване. Помню, мне было всего четыре года. Я проснулась, а рядом никого нет. Увидев полоску света в двери, вышла в больничный коридор в пижаме и носочках, позвала маму. И тут из палаты вышла женщина, взяла меня на руки и сказала: «Мама твоя помогает больному. Ты пока побудь со мной». Так я впервые осознала, что мама очень нужна и другим. Так впервые соприкоснулась с маминым призванием. Это служение людям.
Прочитав в республиканской газете «Медицинская жизнь» статью о хирурге из Джезказгана, жительница совхоза «Организатор» Кустанайского района Кустанайской области попросила помочь своему мужу, с последней надеждой обратилась к Антонине Андреевне. И та не отказала.
Антонину Брылину знали в Джезказгане и стар и млад. О ней как о профессионале высшего класса, хирурге-виртуозе, просто хорошем человеке говорят людская память и документы, хранящиеся в Государственном архиве города.

С окончанием войны Антонину Брылину перевели работать в более крупную больницу поселка Рудник. И здесь ей приходилось продолжать путь реформатора и новатора: добиваться выделения новых помещений, транспорта, создавать условия для оказания горнякам квалифицированной медицинской помощи. По ее инициативе в начале 50-х годов на шахтах были открыты наземные и подземные здравпункты, построена большая поликлиника.
Вся ее трудовая деятельность была направлена на спасение жизни людей и развитие сферы здравоохранения в медно-рудном крае.
Много лет Антонина Андреевна возглавляла Джезказганский городской отдел здравоохранения. С ее участием создана сеть медицинских учреждений города Джезказгана.
Любознательность и трудолюбие, присущие ей, позволяли идти в ногу со временем и внедрять новые прогрессивные методы лечения. Свои знания и мастерство передавала студентам медицинского училища Джезказгана, в котором была одним из первых преподавателей и первым неизменным председателем государственной экзаменационной комиссии в 1963, 1964, 1965 годах.
Самоотверженный труд и вклад в развитие медицинской отрасли в области Улытау Антонины Андреевны были отмечены высокими государственными наградами. Она заслуженный врач Казахской ССР, отличник здравоохранения СССР, почетный хирург Казахстана, кавалер ордена «Знак почета», почетный гражданин городов Жезказгана и Сатпаева.
Огромное количество наград не сделали Антонину Брылину заносчивой и высокомерной. Она оставалась верной себе, своим профессиональным и человеческим идеалам.
В июне 1982 года Антонина Андреевна передала на постоянное хранение в Государственный архив города часть документов из своего личного архива, который составил фонд личного происхождения № 291.
С уходом человека память о нем остается в сердцах людей, письмах, документах, фотографиях, воспоминаниях. Имеющийся документальный фонд Антонины Андреевны в будущем будет пополнен дополнительными поступлениями, материалами, бережно хранимыми близкими людьми.
Фото из архива семьи Брылиных.