Танирберген Калилаханов — один из немногих участников Великой Отечественной войны, чья жизнь и судьба недостаточно изучены и как героя сражений, и как исследователя, посвятившего свою жизнь журналистике после окончания войны.
В первые дни начала войны командование направило Танирбергена Калилаханова в сформированный 72-й пулеметный батальон в районе города Дубоссары (Республика Молдова) в качестве ответственного секретаря комсомольской организации части. На этой должности он руководил боевыми действиями молодых бойцов-комсомольцев по обеспечению переправы на реке Днестр, которые прикрывали эвакуацию гражданского населения из Кишинева. В дни форсирования реки Днестр вражескими войсками в районе «Кошницкого мешка» Калилаханову приходилось по поручению командования вести группы бойцов на ночные операции, где освобождали гарнизон, солдат, оказавшихся в блокированных дотах врагом. Одним из таких гарнизонов, в освобождении которого пришлось участвовать нашему герою, была артиллерийская батарея юго-восточнее Дубоссар на левом берегу Днестра. События, в которых участвовал наш герой, происходили ночью с 25 на 26 июля 1941 года.
Как вспоминал сам Танирберген Калилаханов, 26 июля он находился по поручению командования батальона при гарнизоне старшего лейтенанта Чеховского, который оборонялся в пулеметном доте системы «блокгауз», расположенном на восточной стороне Дубоссар. В этом доте были установлены три станковых пулемета. Там кроме казаха Калилаханова находились украинцы Чеховский, Заярный, русский Симонов, грузин Капанадзе и другие солдаты различных национальностей. К концу дня гарнизон был окружен. В связи с этим, чтобы сохранить живую силу и оружие, командование приказало оставить дот и отступить на следующий рубеж.
Все бойцы гарнизона отступили, только Калилаханов, получивший тяжелое ранение, не мог идти. Он был вынужден вползти в дот и сделать себе перевязку. Вражеское подразделение блокировало дот, и он решил закрыть все его двери и амбразуры, чтобы не сдаться врагу без сопротивления. Три вражеских солдата вошли во дворик дота, думая, что здесь никого нет. Но Танирберген уже был наготове. Через ружейные заслонки боевого каземета расстрелял всех их из пистолета. В дальнейшем враги угрожали взрывом дота, предлагали сдаться, но он хранил молчание и каждую попытку врага войти в дот встречал огнем. Отчаявшийся враг близко подкатывал пушки — в упор расстреливал по амбразурам, бомбил самолетом сверху и наконец зажег дот, окутав его огнем со всех сторон, особенно амбразуры и дворик. Трудно было держаться в раскаленном огнем железобетонном доте. Боевые казематы были наполнены дымом и угаром.
В эти тяжелые минуты вынужденного заключения в бетонной ловушке Танирберген вспоминал свою жизнь в родном ауле, молодую красавицу-жену Гүлбахар, которая провожала его в армию еще в 1939 году.
Благодаря вентиляционной установке и наличию в доте противогазов он защитил себя от угара и дыма и продержался до полуночи. Когда вражеские часовые, оставленные охранять дот, устали и решили вздремнуть во дворике, Танирберген забросал их гранатами «Ф-1», затем вполз в подземный ход — траншею, через которую и вышел на волю.
Так он пролежал до полуночи. Ноги отнимались. Боец потерял сознание. В бреду он увидел мать, которая плача просила его не умирать. Ее слезы капали на лицо, и Танирберген, очнувшись, понял, что по лицу бьет дождь. Боец, перевернувшись, медленнно пополз на восток. На следующий день он добрался до своих частей, откуда был отправлен в госпиталь.
Для тех, кто еще не успел оценить масштаб сопротивления одного солдата против превосходящих сил противника, существует документ Дубоссарского горкома партии Молдавии от 28 декабря 1968 года, где говорится о том, что Калилаханов держал оборону против превосходящего в численности врага и уничтожил в этом бою 20 немецких солдат.
После отступления гарнизона, в котором служил Танирберген Калилаханов, командование, уверенное в его гибели, сообщило эту весть его жене. Другие на ее месте опустили бы руки, но только не его супруга Гулбахар, которая, не теряя надежды, терпеливо ждала вести от мужа. И действительно — через год, осенью 1942-го, она узнала все подробности случившегося с мужем, получив от него письмо из военного госпиталя. А далее она с еще большим вдохновением продолжала терпеливо ждать возвращения мужа с победой.
Теперь отдельно, подробнее, коснемся творческой деятельности Калилаханова после окончания войны. Получив образование в Алматинской высшей партийной школе, он работал в сфере журналистики корреспондентом, заместителем редактора, редактором районной газеты «Өмір нұры» Аксуского района Талды-Корганской области. Однако он был не просто рядовым журналистом, а изучал и исследовал историческое прошлое своего края и внес большой вклад в изучение культурно-исторического прошлого казахского народа. Некоторые его изыскания представляют значительный интерес и для науки. В первую очередь следует отметить, что Калилаханов стал первым исследователем творчества казахской поэтессы — акына Сары Тастанбеккызы, состязавшейся в свое время со знаменитым Биржан салом.
Интересными являются его исследования и по деятельности отдельных исторических личностей, и истории Казахстана в целом. Так, он является автором монографии «Қазақнама» в пяти томах. Им было написано более 10 литературных произведений, драм, поэм, опубликовано более 110 статей в различных журналах и газетах. Широкую популярность получила написанная им в 1973 году пьеса «Абылай аманаты».
В Национальном фонде Республики Казахстан сохранилось письмо Калилаханова секретарю Дубоссарского городского комитета партии, написанное 28 декабря 1968 года с воспоминаниями о том давнем бое. Через 11 лет после этого письма поисковики Приднестровья нашли дот, о котором писал в своем письме наш герой, провели исследовательские работы и восстановили события военных лет. Ветеран войны прожил долгую и плодотворную жизнь, покинув этот мир в возрасте 91 года.
Асия Айтенова
Фото из семейного архива