Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Возрождение сокровищ
ЛюдиЧеловек дела

Возрождение сокровищ

Наука Крыма Алтынбекова

В арт-галерее HAS SANAT начала работу персональная выставка знаменитого художника и реставратора Крыма Алтынбекова, получившая название Great Silk Way. Saka gold.

На церемонии открытия заместитель председателя Комитета культуры МКИ Максат Аргынбеков огласил приветствие от министра культуры и информации Аиды Балаевой. В обращении было подчеркнуто, что Крым Алтынбеков внес исключительный вклад в развитие национальной культуры. Он известен тем, что восстановил и представил миру такие общепризнанные символы независимого Казахстана, как «Золотой человек», «Алтын Ханшайым» («Таксайская принцесса»), «Урджарская жрица», а также «Берельские кони» и «Сарматский вождь». Его методики, разработанные в научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым», считаются одними из наиболее научно обоснованных и точных, благодаря чему его творчество получило широкую известность за рубежом. За свою деятельность по возрождению скифо-сакского наследия мастер удостоен высоких наград, включая орден «Құрмет» и международный Рыцарский крест ордена Заслуг Венгрии.

Прохоров выставка (3).jpg

Алтынбеков — признанный эксперт, специализирующийся на восстановлении археологических предметов, включая костюмы и вооружение, начиная с бронзового века и до современности. Им разработаны и запатентованы собственные методы консервации деградированных органических материалов. Его ювелирные работы многочисленны и черпают вдохновение в искусстве скифов, саков, сарматов, гуннов, тюрков и казахов. Глубокое знание мифологии, истории и культурных особенностей древних кочевых народов позволяет ему создавать продуманные, символически насыщенные образы, основанные на оригиналах древних мастеров.

Впервые в рамках текущей экспозиции представлены восстановленные сакские артефакты, датируемые VIII столетием до нашей эры.

— В момент обнаружения гребня изумительной работы в захоронении Сарматской жрицы мы успели сделать лишь пару фотографий и немедленно его законсервировали, так как дерево стало разрушаться прямо на глазах. Если бы мы не провели реставрацию, огромный объем информации, содержащийся в гребне, остался бы недоступным, особенно учитывая, что он украшен с обеих сторон. Сама информация — вот что важно в находках, а не золото. Золото в древних находках — это всего лишь оболочка, покрывающая органику (кость, дерево), и без сохранения органики оно не передало бы всей информации. Стоит понимать, что текстиль сохранить гораздо сложнее и его значимость высока. Если бы в кургане «Золотого человека» не сохранились фрагменты ткани, мы бы никогда не узнали о порядке расположения украшений и о декоре его облачения. Удивительным открытием стало то, что найденные мотивы вышивки до сих пор используются в национальной одежде, особенно в отдаленных аулах. Поэтому нашей задачей было сохранить и в материальном виде донести до казахстанцев это древнее наследие. Все, что вы видите сейчас, — это реконструкции, точное воспроизведение сохранившихся оригиналов. Мы разработали и успешно применяем новые методы, которыми активно делимся с зарубежными коллегами.

Прохоров выставка (1).jpg

О решающем значении работы мастера рассказала его дочь, дизайнер, доктор PhD по музеологии Элина Алтынбекова: «Многие экспонаты выставки — это не просто реконструкции или копии. Это предметы, буквально спасенные от исчезновения. Их судьба была бы печальной, если бы Крым Алтынбеков не изобрел способ обеспечить их сохранность».

Среди отреставрированных произведений, хорошо знакомых общественности, выделяются украшения головного убора «Золотого человека» — волшебные тулпары с рогами и крыльями, ставшие элементом государственного герба и чеканящиеся на монетах. Привлекает внимание и «Тройной гриф» — компонент парадного конского убранства из кургана Берел (VI–III вв. до н.э., Восточный Казахстан). Не менее изящны золотой орел (грифон) из кургана Шиликты и «Летящий олень» из Жалаулинского клада.

Прохоров выставка (2).jpg

Элина Алтынбекова пояснила смысловое наполнение образов: «Тулпары — это чрезвычайно мощный символ, объединяющий силу коня и способность птицы летать. Также на выставке представлен элемент пояса иссыкского древнего воина «Голова лося». Этот символ, согласно архаическим верованиям, обладал сакральной силой, предназначенной для защиты владельца. Героический эпос подтверждает, что боевой пояс был обязательным элементом воинского снаряжения, который вручался юноше, знаменуя его переход в разряд полноценных воинов и символизируя возмужалость и воинский статус».

Фото автора

Читайте в свежем номере: