В Кремниевой долине, мировой цитадели высоких технологий, подрастает новое поколение предпринимателей, настроенных против высшего образования. Они пренебрегают учебой в университетах и делают ставку на практику, наставников из индустрии и собственные компании, сообщает издание Business Insider.
Среди примеров приводят Себастьяна Тана из Питтсбурга. Он поступил в Стэнфордский университет, но решил отложить вуз до лучших времен и предпочел стажировку в компании Palantir, известной высокотехнологичными разработками для военно-промышленного комплекса США. Себастьян считает, что в вузе слишком много теории и мало практики, он не дает навыков, нужных для запуска своего дела. По его словам, «в мире технологий все меняется слишком быстро, и если ты весь день в аудитории, жизнь проходит мимо».
Основанный Питером Тилем Palantir предлагает «стипендию меритократии» и призывает молодежь пропускать учебу и сразу включаться в работу. Эта практика уходит корнями к таким персонам, как Билл Гейтс, Стив Джобс и другим, создававшим будущие технологические гиганты без высшего образования или параллельно с его получением. Сегодня их пример далеко не единичен. Выпускники школ обходят стороной не только колледжи, но даже университеты и сразу создают стартапы.
Немаловажным фактором тенденции стал рост стоимости высшего образования. В США она достигает 40-90 тысяч долларов в год, что по карману лишь состоятельным родителям студентов. Большинство же вынуждено брать кредиты и к моменту получения диплома не успевает их вернуть, впоследствии погашая долги годами. Технологии дают возможность начать карьеру с меньшими вложениями. А инвесторы и стартап-инкубаторы активно поддерживают молодых и без дипломов.
Второй фактор — повсеместное падение качества высшего образования по всему миру, прежде всего в США и Западной Европе. Кроме того, скепсис к традиционному образованию подпитывает критика элитных университетов со стороны многих партий и общественных движений. Как пишет Business Insider, некоторые начинающие предприниматели без дипломов считают университеты вообще дропшиппингерами (посредниками), которые присваивают себе заслуги лучших студентов.
Профессора для активной части западной молодежи — лишь теоретики, оторванные от жизни. Вместо прохождения академических курсов молодые люди предпочитают читать биографии бизнесменов-знаменитостей. Такой подход к самообучению уже назван «высокой субъектностью» — верой в личную инициативу и способностью учиться на практике.
Подавляющее большинство тех, кто активно отказывается от высшего образования, — парни. Они оценивают его «обезличенной», «враждебной мужественности» системой и даже символом woke-культуры (to wake — просыпаться, термин, означающий борьбу за всеобщую инклюзивность). Некоторые противники высшего образования считают, что для совершеннолетнего человека невозможность зарабатывать — это «ущерб душе».
Так или иначе, но Palantir развивает собственную модель образования, запустив экспериментальную программу Meritocracy Fellowship — оплачиваемую стажировку с возможностью получить полноценную работу в компании. Программа однозначно призывает к отказу от университетского образования для получения «степени Palantir». Она ориентирована на школьников с высокими результатами в тестах SAT/ACT для абитуриентов и внятным представлением своих целей, ценностей и ориентиров вне учебы.
Стажеры не сдают традиционные экзамены и учатся с акцентом на «великую литературу», политическую теорию и «умение думать». Они изучают тексты Платона и других древних мыслителей, «Записки федералиста» Александра Гамильтона и эссе успешных действующих бизнесменов. Несмотря на критику университетов, многие участники эксперимента все же остаются зачисленными в топовые вузы и планируют вернуться туда позже.
Генеральный директор Palantir Алекс Карп с несколькими личными докторскими степенями тоже резко критикует академическое образование. «Все, чему вас учили в колледже и университете о мире, интеллектуально неверно», — цитирует Business Insider обращение Карпа к студенческой молодежи. Вместо этого Карп предлагает читать вышедшую в начале 2025 года собственную книгу The Technological Republic («Технологическая республика»), где рассуждает о роли Кремниевой долины в национальном переосмыслении реалий и перспектив.
Ряд экспертов предупреждает, что эффективное самообразование — удел лишь немногих сильных личностей. Например, гарвардский экономист Дэвид Деминг настаивает, что большинству людей все же требуются структурированная учеба, гуманитарные знания вне зависимости от профессии и широкий кругозор. Ранняя корпоративная стажировка быстро превращает молодого человека в профессионала только по избранному, крайне узкому направлению, но оставляет его беспомощным даже в смежных специальностях одной и той же профессии. Именно этим Деминг объясняет, в частности, безоглядную цифровизацию и внедрение искусственного интеллекта без учета всех последствий.