Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
МирЗа бугром

Сбитый летчик без парашюта

Информация к размышлению для тех, кто еще питает иллюзии к Западу

Немецкий философ Освальд Шпенглер

В эмпириях и логике нарастают мотивы обреченности западного мира. Они родились не сегодня, не вчера и даже не позавчера. Обозначим основные источники этих мотивов и их суть

Предсказания Кейси и других

Ничего хорошего не предсказывал Западу один из самых известных пророков ХХ века американский целитель и мистик Эдгар Кейси. Он называл Европу Новым Вавилоном, в котором скопятся все грехи мира. По Кейси в Британии воцарится безраздельное поклонение деньгам, во Франции — плотским утехам, в Италии — гедонизму. Кейси также считал, что в первой половине XXI века Землю ждет серия природных катаклизмов, в результате которых Европа и Северная Америка за столетие практически опустеют. «Никто там не будет жить», — говорил Кейси.

Произойдет это якобы в результате череды катастроф. Они начнутся с подъема суши в южной части Тихого океана и извержения Везувия и Этны в Италии, а также вулкана Монтань-Пеле (фр. Montagne Pelée, буквально — Лысая гора, фигурирующая и в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» как место шабаша ведьм предположительно под Киевом) на острове Мартиника во французской колонии. Произойдет ряд сильных землетрясений. Они геофизически расколют Северную Америку и сильно покорежат Европу. В том числе Лондон смоет цунами, пришедшее от берегов Америки.

Не менее известная болгарская ясновидящая Ванга тоже предупреждала, что США ждет раскол — сначала социально-государственный, а затем и физический. Но главные испытания, по мнению Ванги, предстоят все же Европе. Ее страны столкнутся с конфликтами, которых еще не было. «Все растает как лед», — говорила ясновидящая, считавшая, что Европа придет в запустение из-за войн и падения «звезды» с неба в океан. Значительная часть европейцев умрет от эпидемий и погибнет в войнах и стихийных бедствиях, многие города на западном побережье Европы смоет в океан. После чего из-под земли выйдет некое зло и довершит разрушение опустевшей и холодной Европы.

Кейси и Ванга далеко не первые и не последние, кто рисовал перспективы Запада в самых мрачных тонах.

Живший в XI веке католический монах Малахия свои видения записывал в манускрипте, который позже получил название «Пророчество о последнем римском папе». В нем автор жестко клеймил за лицемерие Ватикан и связывал конец света с восшествием на престол последнего понтифика. В ХХ веке также католический монах поляк Анджей Климушко до своей кончины в 1980 году говорил о причинявших ему боль видениях неохотно. В них он видел войну и потоп, погружение в воду Польши, Германии и Ватикана, «арабов, плывущих в Европу на маленьких лодках».

Баварский провидец XX века Алоиз Ирльмайер предрекал гражданскую войну во Франции, которая начнется в Париже, разрушение его символа Эйфелевой башни, массовые кровавые беспорядки в Италии, Риме и Ватикане. Римский папа якобы сбежит, но делать ему это придется по трупам священников. Аргентинец Бенджамин Парравичини на основе «общения» с некими бестелесными сущностями оставил потомкам целый архив собственных рисунков упадка Европы XXI века в результате социальных конфликтов и водных катаклизмов, которые разрушат экономическую инфраструктуру континента. И тоже предсказывал падение папского престола, завершающее социально-экономическое уничтожение Европы.

Душа утеряна, остался холодный расчет 

Можно как угодно относиться к перечисленным и многим другим негативным эмпирическим предсказаниям о Западе. В том числе не верить и отмахиваться от них, как от буйной фантазии не вполне адекватных реалиям персон. Но ведь далеко не только они оценивали и оценивают перспективы Запада без оптимизма.

Особое место среди них занимает выдающийся немецкий философ Освальд Шпенглер (1880 — 1936), мыслитель неудобный, парадоксальный и неполиткорректный. Его главный труд «Закат Европы» (Der Untergang des Abendlandes, первый том монографии увидел свет в 1918-м, второй — в 1922 году, в нашем веке книга иногда издается под названием «Закат западного мира») о цикличности истории произвел сенсацию столетие назад и продолжает будоражить умы сегодня.

Шпенглер противопоставляет культуру… цивилизации. В основе его взглядов на историю лежит выделение восьми культур, каждая из которых проходит несколько этапов развития: зарождение, расцвет, старение и гибель. По Шпенглеру — весна, лето, осень, зима. Причем именно последнюю стадию мыслитель называл «цивилизацией».

В представлении Шпенглера культура основана на душе, а цивилизация бездушна. Она характеризуется приматом материализма и рационализма, фанатичной веры в науку и техницизм, а также радикализмом, агрессией и духовной деградацией общества, прежде всего его элиты. То есть душа утеряна, остается лишь холодный расчет.

Отсчет западноевропейской культуры Шпенглер ведет со Средних веков, а ее главным символом считает доктора Фауста, как известно, продавшего за бессмертие Мефистофелю (Сатане) душу. Рассуждая об упадке Европы, философ обозначил его признаки: большие города, безудержное стремление к деньгам, накопительству и потреблению, деградация общества, тирания, войны.

Современники часто сравнивали Шпенглера с Фридрихом Ницше. Но последний верил в возрождение западной культуры. Автор «Заката Европы» не оставлял ей никаких надежд. 

Шпенглер предполагал, что на последнем историческом витке Запад откажется от демократии в пользу диктатуры, которую называл «цезаризмом», сравнивая свой прогноз с историей Древнего Рима. Но при этом мыслитель яростно обличал западную демократию и массовую культуру (entertainment — развлечение), целиком укладывая ее в латинскую формулу Panem et circenses! («Хлеба и зрелищ!»). Еще одной катастрофой, по Шпенглеру, станет неограниченная власть денег, не имеющая ничего общего с состоянием экономики и объемом ресурсов. 

Россию Шпенглер рассматривал отдельно от Европы: «До сих пор я молчал о России умышленно, так как здесь необходимо отличать не только два народа, но и два мира. Русские вообще не народ в том смысле, каким являются немцы и англичане. Русские содержат в себе возможности многих народов будущего, как германские народы времен Каролингов. Россия есть обещание грядущей культуры, в то время как тень от Запада будет становиться все длиннее и длиннее». Шпенглер также одним из первых распознал в советском строе возрождение азиатского деспотизма, формально прикрытого марксистскими лозунгами. 

В Германии популярность сыграла со Шпенглером злую шутку. С чудовищными искажениями теорию мыслителя взяли на вооружение нацисты, от поддержки которых Шпенглер отстранился. Он превозносил культ вождя, но Гитлера не принял. Больше того, философ насмешливо советовал «нордической элите» посмотреть на себя в зеркало и заклеймил нацистскую идеологию «зоологией». В итоге опального Шпенглера запретили упоминать публично, а «Закат Европы» принялись изымать из продажи и библиотек. 

Что ускоряет катастрофу

Поразительным образом с воззрениями Шпенглера пересекается новая книга французского социолога Эммануэля Тодда La Défaite de L’Occident («Поражение Запада»). В начале 2024 года она месяц находилась на вершине рейтинга бестселлеров, о чем не без удивления сообщало заокеанское издание American Conservative. 

Тодд стал известен еще в 1976 году, когда предсказал крах СССР, после которого обрел бешеную популярность. На сей раз автор рассказывает о «неожиданных открытиях», которые принес Западу российско-украинский конфликт. В нем есть «открытия» на виду. Например, неспособность Германии, Франции и в целом Евросоюза постоять за свои экономические интересы перед США. Но Тодд о другом.

По его мнению, для Запада стало сюрпризом, что российская экономика выдержала жестокие финансово-экономические санкции. Ведь Запад ждал, что они поставят Россию на колени, но не тут-то было. Ведь еще в середине 2023 года стало ясно, что у Запада нет ресурсов и энтузиазма для поставок попрошайке Незалежной достаточного количества боеприпасов. Впору говорить о том, до какой степени, по выражению Тодда, «фальшивой» оказалась политэкономия Запада.

Но главным в книге «Поражение Запада» является раскрытие его идеологической изоляции по мере того, как он увязает в противостоянии России и Украины. Ведь реально поддержавшие западные санкции против России государства (Евросоюз плюс 10-12 стран, в том числе США, Великобритания, Австралия и другие общим числом полсотни субъектов) составляют очевидное меньшинство мирового сообщества.

Чем дольше идет конфликт, тем сильнее «растет и глобальная поддержка России, в том числе за счет обхода санкций», комментирует бестселлер Тодда American Conservative. Причем со стороны не только государств, которых называют «изгоями» (Иран и Северная Корея), «но и тех стран, которые считаются американскими союзниками», подчеркивает издание. 

Тодд много рассуждает о США и делает вывод: они перестали быть национальным государством и являют собой нигилистическую империю. Она восстает против собственного прошлого, а правящая верхушка США открыто враждебна традициям страны. Тодд не скрывает, что сам достаточно широк во взглядах, но уверен, что для Франции и остального Запада следование примеру США ускоряет катастрофу, предреченную век назад Освальдом Шпенглером.

Его видение заката западного мира укладывается в ироничную характеристику, мелькающую в соцсетях применительно к Западу: сбитый летчик без парашюта.

 

Читайте в свежем номере: