Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
На волне позитива
ОбществоАвтовзгляд

На волне позитива

Чего ждать автопутешественнику от казахстанских дорог

Текущий год смело можно обозначить «годом платных дорог»: в 2023 году с действующих 3,2 тысячи километра собрали 48 миллиардов тенге. В текущем же число платных участков постоянно растет, и к концу года протяженность планируется удвоить, подняв доходность до 100 миллиардов в год. Мы решили проверить, за что, собственно, казахстанцы платят такие деньги.

Звон монет

Целью поездки была, конечно, не ревизия, а автопробег по стране с небольшим выездом за пределы Казахстана. Изначальный маршрут планировался следующим: Алматы — Омск — озеро Алаколь — Алматы. Хотелось прочувствовать на себе все прелести внутреннего туризма, о развитии которого так много говорят наши чиновники. И уже на этапе планирования мы столкнулись с проблемой, которую можно обозначить главным якорем, стопорящим развитие автопутешествий как таковых — отсутствием достаточной и достоверней информации.

Как известно, национальным оператором по управлению автомобильными дорогами РК является «КазАвтоЖол». Они строят. Они же и собирают «дань». Мы опустим момент отсутствия бесплатных, альтернативных дорог. Уже сегодня по многим направлениям можно передвигаться, лишь заплатив определенную сумму. Пусть так. Но если казахстанцы должны платить, то должны получать определенный уровень сервиса. Как минимум автопутешественнику важно знать, как максимально комфортно добраться из точки «А» в точку «Б», где расположены АЗС, точки питания, ну и сколько это удовольствие будет стоить.

На сайте «КазАвтоЖол» в соответствующем разделе ставки по всем участкам прописаны, однако платные дороги разбиты на такое количество участков, что отыскать свои будет непросто. Этот раздел сайта реализован крайне непродуманно и абсолютно неудобен. Поэтому понять общую сумму, во сколько обойдется тот или иной маршрут, сложно. Что касается точек придорожного сервиса, то, имея соответствующий раздел, в «КазАвтоЖол» не удосужились нанести практически ничего. Есть с десяток точек, на которых отмечены благоустроенные туалеты на отрезке между Астаной и Боровым. Вот, собственно, и все. Что мешает провести эту простую, но очень полезную работу, непонятно. Согласитесь, не тот уровень сервиса, за который мы уже платим около 50 миллиардов.

Но еще хуже то, что «КазАвтоЖол» не предоставляет актуальную информацию по состоянию дорог. Казалось бы, плату за проезд взимают, да и с бюджета получают немало… За один только 2024 год из Нацфонда было выделено 150 миллиардов тенге на строительство и реконструкцию местных дорог. На сайте оператора есть «карта участков реконструкции и ремонта дорог», данные на которой, как нам кажется, были нанесены для отчета, а не для удобства пользования потребителями. Судите сами — дорога от Балхаша до Бурылбайтала стала платной еще с 11 мая, однако на сайте «КазАвтоЖол» на карте размещена череда точек с фотографиями, согласно которым строительные работы в самом разгаре. Где-то — монтаж плит. Где-то — укладка первичного слоя асфальта, где-то — финального и т.д. Там до сих пор висят «маячки» с информацией о работах, проводимых в 2023 году. Спрашивается, зачем? То есть актуальность имеющихся на сайте предупреждений равна нулю.

Такая ситуация не на одном участке, а практически на всей протяженности от Алматы до Караганды и от Талдыкоргана до Усть-Каменогорска, включая и другие направления. Вот и получается, что национальный оператор, к сожалению, — это не тот ресурс, опираясь на данные которого, можно с уверенностью строить туристический маршрут.

дороги (1).jpg

Приятные мелочи

Собирать актуальную информацию пришлось при помощи старого доброго сарафанного радио. Благо сейчас существует множество ресурсов, упрощающих этот процесс. Большинство ответов мы нашли в тelegram-канале «Казахстан Чат TravelAsk», где люди делятся опытом и личными знаниями о путешествиях по нашей стране.   

Вследствие недолгих переписок выяснилось, что на период конца весны — начала лета, если из Омска двигаться прямиком на Алаколь через Семей, то на участке от Калбатау до города Ушарала (около 400 километров) придется трястись по пыльной грунтовке, терпеть объезды и увиливать от бесконечного потока строительной техники.

Таким образом, было принято решение построить другой маршрут: после посещения Омска вновь вернуться в Алматы и уже отсюда подбираться к Алаколю со стороны Жетысуской области. Да, такой марш-бросок добавил более 1000 километров лишнего пути, но уж лучше так, чем совсем наугад.

Маршрут Алматы — Омск проложен через Петропавловск с ночевкой в Астане. Крайне важно было показать детям столицу Казахстана и ее достопримечательности, да и с позиции преодоления дистанции такая фрагментация оказалась очень удачной. Из 2150 километров пути первая часть, до столицы, составила 1225 километров. Вторая — в районе 950.

В путь! Первые 100 километров от Алматы, примерно до Куртинского водохранилища, встречают старой трассой. Участок не очень приятный, с множеством заплаток, но без ям и выбоин. Дальше начинается новое полотно в две полосы в каждую сторону, которые разделены отбойниками. По пути встречается множество разворотных карманов, которые позволяют безопасно совершать маневр. Да и ехать по дороге, на которой периодически нужно маневрировать, намного веселее, чем по сплошной прямой линии. Отметим, что на участке примерно до поселка Бурылбайтал (около 300 километров) установлены временные знаки с ограничением 70-90 километров в час. При этом разметка нанесена, и визуально все строительные работы давно закончены. После поселка и до Балхаша дорога полностью сдана в эксплуатацию и за исключением отдельных участков допускает скорость 110 километров в час (категория I-б).

Приятно отметить, что по пути периодически встречаются места для отдыха, которые оборудованы всем необходимым (причем они не отмечены на карте «КазАвтоЖол»). Есть платный туалет (100 тенге) и душ (1000 тенге). Что примечательно, если у вас нет наличных денег и при этом нет сотовой связи (на трассе все еще есть «мертвые» зоны), практически везде предлагается подключиться к бесплатному Wi-Fi. Доступны большие площадки для стоянки и беседки, в которых можно укрыться от палящего солнца и перекусить. 

Здесь важно отметить маленькое количество АЗС на всем участке между Алматы и Карагандой. Поэтому необходимо заранее отметить наличие заправок, изучив информацию на ресурсах конкретных брендов АЗС.

дороги (3).jpg

На севере лучше

Караганду огибает хорошая объездная дорога, и перед нами открывается автобан на Астану, по которому в летний период смело можно разгоняться до 140 километров в час. Мы не превышали скоростной лимит, однако лихачей, которые обгоняют тебя как стоячего, хватало. Вывод — нужно внимательно смотреть в зеркала перед перестроением из полосы в полосу.

Сама столица порадовала хорошей погодой, чистыми улицами и невероятно большой очередью на монумент «Байтерек». По части ночлега никаких проблем нет. Если еще два года назад найти посуточно, да и на месяц квартиру было сложно, то сейчас они в ассортименте. Средний чек за хорошую квартиру в центре города при размещении 2+2 составит 35 тысяч тенге в сутки. Есть квартиры и в два раза дешевле, и те, стоимость которых переваливает за 400 тысяч в сутки. На любой вкус и кошелек.

Выбрать жилье можно заранее через те же Booking или Krisha.kz. Но мы советуем воспользоваться первым, поскольку там можно увидеть рейтинг автора объявления и получить объективную оценку самого жилья. За наше турне мы один раз воспользовались приложением Krisha.kz, о чем потом пожалели, поскольку квартира оказалась в очень плохом состоянии. Было большое желание где-то написать и выложить реальные снимки комнат, но, увы, отечественный агрегатор такие опции не поддерживает.

Перед поездкой стояла дилемма, как из Астаны двигаться дальше: через Петропавловск или Павлодар. На помощь вновь пришел Telegram-канал, опрос в котором показал, что первый вариант в фаворитах. Во-первых, в направлении Петропавловска более живописная дорога. Во-вторых, лучше качество самой дороги.

Действительно, первые 250 километров пути по автобану Астана — Щучинск не вызывают каких-то нареканий. Дорога широкая, по три полосы в каждом направлении. Разрешенный скоростной режим — 140 километров в час. Количество АЗС достаточное, и никаких проблем с дозаправкой, как и возможностью перекусить, не возникает. Далее дорога сужается до двух полос, а после Кокшетау — до одной полосы в каждую сторону. Скоростной режим — 40-60-80 на разных участках. Само дорожное покрытие неплохое, но после автобана уже, конечно, не хватает того комфорта. В отдельных местах есть крайне неприятные участки. В асфальте нет ям, однако из-за большого количества фур на отрезке между Петропавловском и Кокшетау периодически появляются деформированное полотно, колейность и различные «наросты». 

С казахстанскими правами можно ехать в Россию без каких-либо ограничений, однако страховой полис приобрести все же придется. Примерно в 30 километрах от границы близ поселка Булаево вдоль трассы можно увидеть маленький однокомнатный домик с большой табличкой «Автогаз». Там же — «Автострахование». В нашем случае при объеме двигателя три литра страховка обошлась в 17 тысяч тенге сроком на три недели. 

дороги (5).jpg

Знак свыше

Граница. Один из наиболее часто задаваемых вопросов при подготовке поездки заключается в выборе места пересечения границы: «Где пограничники добрее?». Ведь действительно — в сети множество историй: «злые таможенники вывернули машину наизнанку», «сорвали обшивку салона», «отправили на рентген» и т.д. Абсолютно неважно, через какой КПП проходить. Все зависит от конкретной смены или даже настроения конкретного пограничника.

Нам попадались и «добрые», и «злые». Поэтому здесь важно заранее подготовиться и все вещи поместить в чемоданы. Пересечение границы со стороны Петропавловска прошло быстро и комфортно. Да, досмотр был, но без излишеств. При этом на обратной дороге, направление через Павлодар, нас заставили вытащить весь багаж и пропустить его через рентген.

Возвращаться домой было решено по маршруту Омск — Павлодар — Экибастуз — Караганда — Алматы. Путь до Павлодара больших нареканий не вызывает, а от Павлодара до Экибастуза еще лучше — приятный автобан. За поселком Шидерты нужно уходить на юг в сторону Караганды — 230. Это, пожалуй, самый тяжелый участок на всем маршруте следования. Дорога узкая, по одной полосе в каждом направлении. Много фур, сплошных линий, где запрещен обгон. Много холмов, из-за которых не виден встречный поток. Большие заплатки и деформации, из-за которых машина нередко проседает до отбойников. Да, такой маршрут по километражу значительно короче. Путь из Омска в Караганду через Павлодар составляет примерно 800 километров, а через Петропавловск — почти 1000. Если нет никакой спешки и длинные дистанции не напрягают, лучше ехать через Петропавловск. В свою очередь, павлодарское направление позволяет сократить время, проведенное в машине.

Что хотелось бы отметить, так это явный дефицит дорожных знаков. В среднем разбег допустимых значений колеблется от 80 до 140 километров со снижением на определенных участках до 40. И это опять камень в огород «КазАвтоЖол». Ехать «вслепую» крайне некомфортно и даже небезопасно. Что мешает установить актуальные знаки — вопрос риторический. Водителям не стоит полагаться и на 2GIS, к которому многие так привыкли. Он хорошо проявляет себя только в крупных городах. На всем остальном пути — сплошные разночтения, причем как в сторону увеличения, так и снижения скоростного режима.

Резюмируя, можно отметить, что дороги в Казахстане стали намного лучше. Во всяком случае, на том пути, который мы преодолели. Стоят ли они тех денег, которые платят казахстанцы? Однозначно — нет! Здесь должен быть совершенно другой уровень комфорта, сервиса и информационной обеспеченности, тем более что средства на это наверняка выделяются. Будем верить, что соответствующие инстанции сделают выводы и примут меры.

Фото автора

Читайте в свежем номере: