В середине прошлого месяца, с 16 по 17 октября, в Алматы в Caspian University прошел VI Евразийский творческий форум «Евразия-2025: безопасность, устойчивость и инновации», который в очередной раз объединил ученых, деятелей культуры, искусства и представителей бизнеса. В числе прочих одной из наиболее увлекательных стала тема «Развитие медиакультуры в Казахстане».
Романтика ушла в прошлое
Спикером темы выступила Сауле Хатиятовна Барлыбаева — д.и.н., проф. КазНУ имени аль-Фараби, академик Международной академии информатизации.
Новые инструменты коммуникации стали неотъемлемой частью жизни для большинства современников. Технологии значительно ускорили процессы получения и передачи информации уже сегодня, а в обозримом будущем эти темпы могут вырасти в разы.
«Развитие массовой коммуникации в XXI веке протекает в эпоху глобальной цифровой революции. В 2020-2030 годах объем информации продолжит распухать и увеличится, по меньшей мере, вдвое. Произойдет это не за пять-шесть лет, как сейчас, а за два-три года. По прогнозам, к середине века процесс сожмется до недели», — говорит Барлыбаева.
Профессор подчеркнула, что инновационные технологии изменили и трансформировали информационную среду. Сегодня современные достижения в области интернета, кабельно-спутникового телевидения и мобильной телефонии меняют ход развития массовых коммуникаций в странах, регионах и на континентах. При этом многие исследователи отмечают стандартизацию мышления: потребительское видение мира, клиповое сознание. Информация воспринимается краткой, наглядно. Мы становимся визуалами.
«Средняя концентрация внимания составляет всего восемь секунд. В связи с мобильностью, оперативностью восприятие текста — шесть строк. Все это сказывается на медиаконтенте и современной журналистике. Она стала цифровой, конвергентной, мультимедийной. Многократно возрос приток информации. Увеличилось самопотребление медиа. Если 10 лет назад медиаменю составляло девять часов, то сейчас — 12», — уточняет эксперт.
Барлыбаева добавила, что меняется не только объем, но и содержимое этого самого медиаменю. В начале XXI века проводилось исследование, в ходе которого изучалось 600 публикаций методом контент-анализа материалов XX и начала XXI века. Анализ этих материалов показал, что в прошлом столетии на первом месте были романтика и трудолюбие. В начале нашего века их место заняли практичность и настойчивость.
«Если сравнивать художественные фильмы 60-х, 70-х, 80-х годов, то им, на наш взгляд, не хватает динамичного развития сюжета, экшена. Но, с другой стороны, нашим настоящим передачам, фильмам, сюжетам не хватает вдумчивости, духовного наполнения и углубленного анализа», — говорит Барлыбаева.
Кто будет править миром
Масс-медиа стали одним из компонентов психосоциальной среды обитания человека, являющимся мощным фактором ценностной ориентации общества.
«К сожалению, посредством масс-медиа внедряются потребительские жизненные ценности. Очень сложно не утонуть в этом большом информационном потоке, отсеивать необходимое выборочно, включать критическое мышление.
Подрастающее поколение, конечно, не мыслит себя без интернета, особенно без социальных сетей и блогосферы. Если наше старшее поколение предпочитает традиционные СМИ, то молодежь отдает предпочтение новым медиа в виде социальных сетей и блогосферы. Именно она в последнее время становится медиашколой. А ведь во все времена ценнейшим кладезем культуры была и будет книга. Как отмечают специалисты, читающие люди будут руководить теми, кто сидит у компьютеров.
Многие студенты, конечно, могут возразить, что мы читаем в интернете. Интернет-книги по мобильным приложениям. Да, интернет делает нас информированнее, но книга делает нас интеллектуальнее», — напоминает профессор.
В настоящее время стоит задача в поднятии общей культуры на более высокий уровень, модернизации общественного сознания и культурного уровня населения. Сейчас Казахстан большое внимание уделяет цифровому развитию. Появляются новые экосистемы, растет производительность труда, которая положительно сказывается и на экономике, и на культурной жизни. За три года IT-отрасль в республике выросла на 16 процентов. В стране 18 тысяч компаний и 187 тысяч сотрудников, которые работают в IT-отрасли.
«Казахстан занимает 24-е место среди 193 стран по уровню цифровизации. Спутниковый интернет Starlink теперь доступен и в нашей стране. И РК стремится стать цифровым хабом в Евразии. Согласно исследованиям, в 2024 году интернетом пользовалось около 19 миллионов человек. Это 92 процента от всей численности населения. По состоянию на январь 2025-го, насчитывалось около 16 миллионов пользователей социальных сетей, что составляет 76 процентов от общей численности населения. В топе социальных сетей по количеству зарегистрированных аккаунтов на первом месте TikTok — свыше 14 миллионов, на втором Instagram — свыше 12 миллионов, на третьем Facebook — 2,6 миллиона», — уточнила Барлыбаева.
Эксперт добавила, что в Азии информационный поток намного больше зависит от национальной политики каждой отдельной страны. Азиатская и европейская коммуникация претерпели ряд значительных структурных изменений. Два континента с довольно разными политико-экономическими инфраструктурами и вещательными традициями имеют сходство и различия при изучении путей их развития. Однако в обоих регионах ощущается влияние коммерциализации на местное культурное развитие.
«Культурная политика каждой страны предполагает поиск оптимального варианта сочетания этих двух направлений. Культура Запада по существу тяготеет к цивилизационному ее измерению, а сегодня едва ли не полностью отожествляется с ним, в то время как на Востоке культура понимается как высшая духовность.
Существование мировой и национальных коммуникационных сетей можно будет обозначить как двусторонний процесс интернационализации с одной стороны и локализации с другой. Они представляют собой интересный контраст в отношении целей, средств для достижения этих целей и роли личности в коммуникационном процессе. Казахстан в действительности представляет собой удачный синтез между азиатским Востоком и европейским Западом», — подчеркнула Барлыбаева.

Контроль качества
Сейчас многие сферы становятся сильно коммерциализированными. В предыдущих выпусках мы уже писали о том, что сегодня даже наука сфокусировала свое внимание не столько на прогрессе, сколько на доходах, которые могут приносить те или иные инициативы. И медиасреда не исключение.
«Несомненно, деньги вмешиваются везде, и не всегда такое вмешательство приносит пользу в широком смысле. Если в Америке эта концепция явно появилась в 40-50-е, а в Азии — в 60-е, 70-е, то у нас — в период Перестройки.
Благодаря тому что после распада Союза мы перешли к коммерческим отношениям, тенденция дала толчок к развитию альтернативных масс-медиа. Появились частные и телерадиокомпании, а это повлияло на информацию, которую они транслируют.
Коммерческие каналы, как правило, формируют весь фокус на развлекательном контенте, что приводит к просадке в культурном просвещении. Как правило, этот пробел закрывают национальные ТРК и издания», — говорит профессор.
В ходе дискуссий было озвучено интересное мнение о том, что газеты и телевидение в скором времени могут исчезнуть. Причиной тому назван стремительный и продолжающийся рост социальных сетей и сети интернет в целом. Здесь профессор делает отсылку в прошлое, напоминая, что такого рода «пророчества» слышны не первое десятилетие, однако волноваться не о чем.
«Когда появился интернет, а произошло это в 1969 году, он быстро завоевал весь мир. Уже тогда пострадали печатные издания, поскольку их монополия на информацию была нарушена. Культурологи говорили, что в скором будущем и газеты, и телевидение будут полностью вытеснены. Эта тема на самом деле уходит еще глубже.
Когда в 30-х годах прошлого столетия появился кинематограф, то начали говорить об исчезновении театра. Прошло уже практически столетие, однако и театр развивается, и телевидение, и печатные издания. Да, многим приходится трансформироваться под новые реалии. У тех же телеканалов или газет есть собственные странички в соцсетях, активно развиваются веб-версии изданий. Нужно понимать, что виды искусства не взаимоисключают, а дополняют и используют технологии друг друга. Получается синтез искусств и различных форматов», — успокоила слушателей Барлыбаева.
Другое дело, что сегодня меняется качество этого самого контента. Западная идеология далека от совершенства, однако именно ее пытаются навязать всему миру. Еще в XX веке ЮНЕСКО был поднят вопрос о новом международном информационном порядке, где ключевая идея заключалась в вопросе, почему информационный поток движется только в одном направлении: с запада на восток и с севера на юг. После нескольких лет исследований была написана работа «Много голосов — один мир», которая в том числе дает рекомендацию о создании собственной сети спутников. Этот шаг позволяет создать свой информационный иммунитет, исключающий деформацию культуры и сознания общества.
Фото Талгата Галимова
