Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоОбразование

Шаг вперед, два назад

Проблемы среднего профессионального образования в Казахстане

Образование, как известно, является ступенькой к будущей профессии и благосостоянию человека. Так было во все времена, но в последние десятилетия многое изменилось. Система образования стала площадкой перманентного реформирования, подгонки под западные стандарты и т.д. Не сказать, что это реформирование пошло во благо. Больше всего досталось среднему профессиональному образованию.

Сегодня в головах у школьников почти не возникает осознанной идеи о получении среднего профессионального образования. Разве что с целью избежать, таким образом, еще двух лет обучения в ненавистной школе. Колледж (так теперь называют все бывшие профессионально-технические училища (ПТУ) и техникумы) воспринимается скорее как еще одна ступень перед получением высшего образования. Конечно, это придумали не мы. Во всех странах бывшего СССР после его распада крен в сторону получения только высшего образования стал все более очевидным. Теперь оно считается чуть ли не обязательным. Однако у нас это усугубляется еще одним важным моментом — проблемой трудоустройства. Но к этому мы еще вернемся. 

Следите за руками 

Тут следует обратиться к цифрам. Бюро национальной статистики, например, на 2021-2022 годы оценивало количество обучающихся в колледжах в 493 000 человек. Из них 78 000 — в Алматы. Число допущенных к сдаче государственных экзаменов (по факту, уже выпускников) — 146 000. В вузах, для сравнения, обучается более 575 000. Получается, что один миллион казахстанцев учится в специализированных заведениях. Трудоустройство — отдельный вопрос. Невозможно найти достоверную информацию в открытых источниках. Вернемся к небольшому исследованию чуть позже. 

Теперь посмотрим на статистику на пике функциональных и индустриальных возможностей КазССР 1988-1989 годов. К тому моменту в городских и сельских ПТУ обучались 259 000, в техникумах и училищах — еще 269 000, в вузах страны — 277 000... Получается существенный количественный перевес, но тут много нюансов. 

Во-первых, тогда в республике проживало меньше человек, чем сейчас. Университетов было тоже меньше (сейчас их 122, тогда было 55). Надо понимать, что все вузы в КазССР обладали государственным статусом, обучение там было бесплатным, тогда как сейчас количество мест, финансируемых из госбюджета, кратно меньше коммерческих. И хоть поступить в университет в советское время было непросто, все же большому количеству людей это было не нужно. Сейчас же высшее образование, как уже было сказано, воспринимается как обязательное. 

Во-вторых, сегодня неизбежно встает вопрос о трудоустройстве после окончания обучения. В конце концов, зачем учиться, если не сможешь использовать знания? В сущности, так и строилось образование в советскую эпоху. Получив его, выпускник, безусловно, устраивался на работу. Четко работала система распределения выпускников. Не всем нравилось место трудоустройства, но через некоторое время, отработав три года, можно было его сменить. Сейчас совсем другое дело. Работают рыночные механизмы. Работодатель сам решает, каких новоиспеченных специалистов, какого вуза и в каком количестве ему принимать. Какая система лучше — вопрос дискуссионный. Сегодня данные о трудоустройстве чаще всего публикуют сами образовательные учреждения для повышения рейтингов, и уж насколько там все соответствует действительности — вопрос риторический. Обратимся к простой логике. Если выпускник не устраивается на работу по предварительному заказу, то его, скорее всего, ждет веселое путешествие по бескрайнему морю всплывающих вакансий, на которых, как правило, предпочитают видеть специалистов с 5-6 годами опыта... 

Кто же виноват? 

В каждой статье или исследовании упоминаются нежизнеспособность старого среднего профессионального образования и необходимость его оптимизации под нужды рынка. Для этого периодически и выводятся «устаревшие» специальности вроде ламповщиков, котельщиков и т.п. 

Играет свою роль и нагрузка на преподавательский состав. Мало того что это не совсем престижное место работы (тут либо выше — в вуз, либо ниже — в школу), так это еще и усугубляется тем, что заработная плата невысокая. Как пишет в своей научной статье «Проблемы профессионально-технического образования в Казахстане» Раиля Мухамадеева: «Недофинансирование и низкий уровень заработных плат кадрового состава профильных учреждений порождают одну из основополагающих проблем внедрения дуальной системы образования в Казахстане». 

То, что осталось от советской образовательной базы, все еще критикуется, должно быть, по инерции... То профессии не выдерживают рыночной конкуренции, то внедряются какие-то новые системы, то образовательные реформы полностью игнорируют среднее профессиональное образование. Не будем здесь защищать советскую систему образования, да и от нее, по сути, ничего не осталось, но отрицать, что у нее было много плюсов, — грешить против истины. И самый главный, уже названный плюс — гарантированное трудоустройство. 

Мы провели небольшое исследование на рынке труда, чтобы посмотреть, как сейчас поживают выпускники колледжей, получивших рабочие специальности. В данном конкретном случае — столяры. Действительно, вакансий на крупных сайтах немного. В основном это различные «компании» по изготовлению деревянных конструкций, постройке коттеджей, собиранию с нуля различной мебели и т.д. Всего таких вакансий по Алматы около десятка. 

Опросив потенциальных работодателей, мы выяснили, что люди, которые там работают, по большей части энтузиасты. Вот, например, Константин Владимирович 14 лет работает в этой сфере и уже четыре года как предприниматель: «Люди здесь работают разные... Кто-то — с образованием, кто-то — без, но с большим опытом. В основном те, что с образованием приходят, — люди довольно взрослые. Они еще в советское время учились... Есть ребята, которые приходят с образованием и ничего не умеют, а есть наоборот — живут этой работой, приходят учениками и поднимаются с самых низов. Учатся, развивают свои навыки и становятся мастерами, а таких берут везде. Знаю и тех, кто свои мастерские открывает. Я со второй группы. Сам пришел в столярку, когда мне было всего 16. Работал на шлифовке. Смотрел, учился, потом в свободное время пробовал что-то для себя сделать. Такими темпами и вырос от ученика до предпринимателя с собственным цехом». 

Теперь возьмем сайты с объявлениями, где люди предлагают свои услуги сами. Тут картина еще более наглядна. Конкретно в рамках столярных работ сотни предложений, около 50 — только по Алматы. И все это самостоятельные специалисты. Люди, действительно любящие эту работу, у которых нет государственной базы и поддержки. Если брать диапазон шире, то можно найти еще тысячи предложений от таких же энтузиастов без образования. Естественно, цены будут весьма разниться: от 30 000 за услугу до одного миллиона за обустройство конкретным видом дерева конкретным мастером. 

_MG_0205.JPG

Назад к чему? 

Мы постоянно слышим о модернизации учебных процессов, внедрении новых технологий, цифровизации образования, засилии IT и увеличении соответствующих рабочих мест, но за этим информационным шумом совсем не слышно об обычных рабочих специальностях... И сегодня становится серьезной проблемой дефицит профессиональных квалифицированных рабочих — токарей, фрезеровщиков, слесарей. Их подготовка была отдана на откуп рыночной стихии, которая, как считалось, все сама отрегулирует. Но где же регулирующая роль государства? Ведь его главная задача — безопасность и социальное благополучие граждан. А это благополучие невозможно без справедливо оплачиваемого труда. Промышленные предприятия вынуждены самостоятельно заботиться об обучении и подготовке рабочих, без которых говорить об отечественном производстве, импортозамещении и т.д. невозможно. 

Конечно, сейчас мы живем в другом мире. С иными ориентирами и системой ценностей. Но государственная стратегия должна присутствовать в обязательном порядке, в том числе в таком важном вопросе. 

И теперь многие вещи приходится создавать практически с нуля. Ведь за предыдущий период большая часть материально-технической базы профессионально-технического среднего образования была уничтожена, вывезена, распродана. Нет ни станков, ни производства в необходимом масштабе. 

Что же мы имеем сейчас? Некоторые профессии на конкретном примере столярного дела низведены до ремесленнического уровня. Ведь в реальности мы часто имеем дело не с рабочими специальностями в масштабе отрасли и в привычном понимании этого слова, а скорее с тем, что больше напоминает средневековых ремесленников. Осталось разве что секреты таинственной и магической шлифовки дерева начать передавать от пожилого мастера к молодому ученику, от отца к сыну и т.д. 

Таково положение дел в одной из самых цифровизованных стран региона (к нам даже соседи присматриваются). В стране, где вечнобдящий Sergek видит любое, даже мельчайшее нарушение ПДД. Впрочем, у соседей ситуация не лучше. И порой действительно начинаешь задумываться — мы к какому обществу движемся? Постиндустриальному? Индустриальному? Или все-таки традиционному? 

Фото Талгата Галимова 

Читайте в свежем номере: