Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоОбразование

Стимул к отупению

Плагиат в Казахстане может стать нормой?

От Министерства юстиции РК прозвучала информация, способная ввергнуть учащуюся молодежь в экстаз, а вузовских преподавателей — в ступор. Отныне дипломные работы, написанные студентами с помощью искусственного интеллекта (ИИ, искусинтел), не считаются в Казахстане плагиатом. 

Освобождение от пережитков прошлого

«Если говорить о плагиа те, то, к примеру, есть четыре строчки, и они должны быть повторены один в один, чтобы рассматривать этот вопрос, — рассказала на брифинге в Минюсте директор департамента по правам интеллектуальной собственности ведомства Шолпан Абдреева. — Теоретически это может быть, но, по моему мнению, это маловероятно. Если такое случится, то эти споры должны разбираться в судебном порядке. В нашем законодательстве есть презумпция авторства, то есть до тех пор, пока в суде не будет доказано, что автором является другое лицо, автором будет признаваться лицо, чье имя указано на экземпляре произведения». 

Глава департамента подчеркнула, что казахстанское законодательство признает автором только физическое лицо. То есть человека, чьим творческим трудом рожден образчик науки, литературы, искусства. А ИИ — неодушевленный субъект, и поэтому априори не автор. «Гипотетически могут быть два одинаковых произведения, если ИИ были заданы одинаковые параметры, но говорить о том, что два студента напишут две одинаковые работы... на мой взгляд, это маловероятно, — считает госпожа Абдреева. — Тема может быть одна, но ее изложение будет у каждого разное. Соответственно, и работы, созданные искусственным интеллектом, могут быть где-то разными». 

Абдреева также сообщила, что до сих пор единого определения ИИ нет в международном праве, как нет и международного акта, который бы регулировал права интеллектуальной собственности на произведения, созданные с помощью искусинтела. В Казахстане правовое регулирование ИИ лишь планируется ввести в рамках проекта «Цифровой кодекс», который разрабатывает Министерство цифрового развития и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП). 

Легко представить восторг студенчества и растерянность его наставников от приведенных тезисов. Получается, первое может внимать лекциям вполуха, а то и вообще не ходить на них, не корпеть над книгами и записями, не рыскать в интернете и не «насиловать клаву», набирая текст диплома. Да что там, его даже механически списывать и компилировать из готовых работ отпадает необходимость. Не говоря уже о хлопотах и затратах на заказ живым умельцам штамповки фальшивок для получения корочки, если у самого мозгов и воли не хватает. 

Ну а вторым, преподавателям, теперь нет смысла требовать в учебном процессе от подопечных — да и от себя — усердия, дисциплины и ответственности.
Какой в этом смысл, если американская и западно-европейская практика, в которой уже тысячи студентов защищают дипломы благодаря ИИ, приходит и в Казахстан? Метания души и угрызения совести? Успокойтесь, дамы и господа, все это пережитки прошлого, от которых освобождают действующее отечественное законодательство и Его Величество искусинтел. 

Комар носа не подточит

Можно не сомневаться, что в юридическом аспекте в заявлениях Шолпан Абдреевой комар носа не подточит. Ведь у нее, магистра в сфере интеллектуальной собственности, целых три образования, не считая школьного. В том числе полученное в престижном Туринском университете с 620-летней историей. Действительно, с какой стати считать дипломника плагиатором, если он не крал собственность другого человека? Ведь он лишь заказывает и получает от не ведающей обид машины в полное распоряжение дипломную работу — точно так же, как мы покупаем в собственность пирожки и колбасу, носки и трусы, туалетную бумагу и таблетки от поноса. 

Кроме того, не будем забывать, что объяснения одного представителя Минюста — еще не позиция всего ведомства. Гораздо любопытнее, когда прозвучало это объяснение — в начале публичного обсуждения проекта Концепции развития искусственного интеллекта в Казахстане на 2024 — 2029 годы, выставленного на сайт «Открытые нормативно-правовые акты» (ОНПА) 19 февраля до 4 марта. В чем не видим подводных камней, но и в случайные совпадения давно не верим. Содержание проекта показывает, что затронутая главой департамента Минюста тема – малая толика проблематики, в которой Казахстану предстоит разобраться за ближайшие пять лет в условиях умопомрачительного и непредсказуемого развития ИИ в смысле последствий его внедрения везде и всюду. Непредсказуемого настолько, что в 2023 году родились два письма с призывами к мировой общественности остановить до лучшего осмысления искусинтела его воплощение в жизнь на сроки от полугода до 30 лет! 

Одно из посланий подписали сотни мировых авторитетов, другое — более 10 тысяч специалистов в области ИИ. А в ноябре прошлого года на первом Всемирном саммите по ИИ родилась и Декларация Блетчли (названа по месту проведения форума в бывшей резиденции британской разведки Блетчли-Парк в центральной Англии). Ее приняли 28 государств и Евросоюз, которые охарактеризовали в документе ИИ «потенциальной катастрофической угрозой человечеству». 

Чтобы показать все проблемы, очерченные в проекте казахстанской концепции развития ИИ, потребуется несколько номеров нашей газеты. Поэтому, коль речь зашла о роли искусинтела в образовании, ограничимся только его проблематикой. 

Без труда – никуда

Проект называет приоритетными для внедрения ИИ в Казахстане семь секторов, среди которых образование на третьем месте после госуправления и здравоохранения. «В сфере образования искусственный интеллект обладает потенциалом в снижении барьеров для доступа к обучению, оптимизации методов для улучшения результатов обучения, — говорится в документе, — а также позволит создавать новые формы персонального обучения, сделав процесс обучения более адаптивным». 

Прямое отношение к затронутой госпожой Абдреевой теме имеет содержащийся в проекте концепции вопрос: можно ли созданное машиной, то есть ИИ, считать творчеством? Только внятный ответ позволит решить, кому принадлежит этот продукт и требуется ли ему защита как интеллектуальной собственности. Применительно к нашей теме: написанный ИИ по заказу студента диплом — это творчество или нет? Если да, то чье? И надо ли в этом случае рассматривать диплом как интеллектуальную собственность? 

В проекте также говорится, что в рамках формирования национальной системы правового регулирования ИИ среди первоочередных задач — сопровождение каждого продукта ИИ информацией о том, что именно он, искусинтел, является изготовителем. Заметим, что пока абсолютно непредсказуема реакция любого читателя дипломной работы с отметкой, что она написана таким-то ИИ по заказу такого-то выпускника. 

Актуальность решения гораздо более сложных проблем — в разделах проекта, посвященных человеческому капиталу, экономике ИИ и его перспективам. В частности, для повышения качества человеческого капитала проект обещает открытый доступ к учебному курсу по искусинтелу на языке, понятном широкому кругу лиц. “Знакомство человека с возможностями и рисками искусственного интеллекта должно начинаться уже с детского сада”, — говорится в документе. 

Он также предполагает разработку этических правил соблюдения прав и свобод человека, предотвращение всех видов дискриминации и соответствие нравственным, духовным и культурным ценностям Казахстана в сфере ИИ. 

Несмотря на прогнозы, что развитие искусинтела и робототехники позволит людям не работать вообще, получая так называемый безусловный базовый доход, Казахстану необходимо идти по другому пути, утверждается в документе. “Искусственный интеллект и роботы должны не заменять людей, а дополнять их труд, — подчеркивается в проекте. — Идея о том, что в будущем человеку не придется трудиться — недопустима. Это противоречит идее общества всеобщего труда. Должно повышаться качество труда, удовлетворенность людей от своей работы, но никак не отказ от труда”. 

От себя уточним, что упоминаемые в проекте безусловный базовый доход каждому землянину и необязательность трудиться — изобретение ультраглобалистов-швабоидов (от фамилии их номинального шефа Шваба) у руля и за кулисами Всемирного экономического форума (ВЭФ). Еще на исходе прошлого века они задумали превратить 99 процентов населения планеты в безвольное быдло без знаний и собственности с минимальным гарантированным пайком во имя безграничного процветания процента избранных. 

Проект концепции также напоминает слова Президента РК в интервью газете “Егемен Казахстан” от 3 января 2024 года: “В нашем обществе должны укорениться культ труда и продуктивного творчества, торжествовать сила знаний и креативного мышления, главенствовать принцип прагматизма и реалистичного отношения к жизни”. 

Можно ли отнести к результату труда, продуктивного творчества, силы знаний и креативного мышления дипломную работу, написанную по заказу студента искусственным интеллектом? Ответ очевиден. Именно поэтому трактовка возможностей использования ИИ студенчеством из уст чиновницы Минюста РК способна обернуться стимулом к отупению известной части учащейся молодежи, и без того не блещущей умом. 

Только инструмент и раб 

Флорентийскому мыслителю эпохи Возрождения Никколо Макиавелли приписывают фразу: “Если ты не в состоянии обуздать толпу, возглавь ее”. Российский полководец Александр Суворов якобы однажды сказал: “Если не можешь прекратить безобразие, возглавь его”. И к древнееврейской мудрости молва причисляет слова: “Если процесс нельзя остановить, его надо возглавить”. 

Все приведенные версии недостоверны — их документальных подтверждений нет. Но сомнительный, если не циничный, тезис пришелся по вкусу интриганам всех мастей, времен и народов. В том числе в наш век процветания лжи, обмана и манипуляций общественным сознанием. На разные лады та же самая мысль интерпретируется применительно к войнам, коррупции, мздоимству и многим прочим бедам. Последние годы — и в отношении искусинтела. 

Безудержная погоня за его все более продвинутыми моделями смахивает на гонку 1940-х – 1950-х годов за обладание все более мощным, в том числе ядерным, оружием. Ситуация похожа хотя бы потому, что разработка, внедрение и использование ИИ идут самыми быстрыми темпами в военной сфере, то есть для разрушения и уничтожения. И как знать, не наступит ли для ИИ такое же время, какое уже десятилетия царит вокруг ядерного арсенала планеты. Вроде и надо бы от него избавиться, но страшно. Страшно расстаться с гарантированно-убийственной дубиной, если она в наличии у соперников, с которыми не удается договориться. 

Поскольку ИИ создают люди, не чужие для военно-промышленного комплекса, похожий страх поселится или уже проник и в “подкорку” искусинтела. Его сегодняшние образцы, именуемые специалистами “прикладными”, “слабыми” и “машинными”, строго говоря, еще нельзя считать по-настоящему интеллектуальными. Они цветочки в сравнении с ягодкой — по словам опять же спецов, “универсальным”, “сильным”, “сверхразумным” ИИ будущего. Он-то мгновенно сообразит, насколько человек и человечество медленнее, слабее, глупее его самого. 

Но после этого не последует взрывного апокалипсиса, каким пугают самые горячие головы среди знатоков ИИ. Зачем ему махать кулаками? Апокалипсисом станет тихий и неопределенно продолжительный процесс отупения жалких существ до их окончательного превращения в ходячие желудки без единой мысли в глазах под участливым присмотром ИИ в мега-хосписах угасающей биоцивилизации. 

“Как бы парадоксально это ни звучало, успех новой эры будет зависеть от того уровня человечности, который мы заложим в новые технологии”, — отмечал Касым-Жомарт Токаев в декабре 2020 года на онлайн-конференции Artificial Intelligence Journey, посвященной вопросам искусственного интеллекта и собравшей 28 тысяч участников из 90 стран. 

Главная ставка на искусинтел в любой сфере, включая образование, — бесчеловечность по отношению не только к современникам, но и к потомкам. Никакой не партнер и не советник, а исключительно безопасный инструмент и безропотный раб человека — только такая роль ИИ позволит избежать краха нашей цивилизации хотя бы еще в течение пары-тройки тысчонок лет. 

Читайте в свежем номере: