Постоянный автор сетевого издания PROGOROD33.RU города Владимира Илья Крюков поделился опытом, как он научился противостоять телефонным мошенникам, ежедневно пытающимся обмануть сотни тысяч абонентов.
«Как человек, который по роду деятельности вынужден оставлять свои контакты в открытом доступе, я перепробовал десятки способов борьбы с такими звонками, — сообщает автор. — Ни один метод не дает стопроцентной гарантии, но три из них показывают хорошие результаты».
Первый — блокировка и включение подозрительных номеров в черный список. Крюков считает, что это базовый, хотя и не идеальный метод. Он напоминает, что современные смартфоны определяют регион, откуда звонят. И если оттуда, где у вас нет родственников, друзей или деловых партнеров, это уже повод насторожиться.
Крюков не откликается и сразу проверяет номер через поисковик. И часто обнаруживает, что другие пользователи уже оставили отзывы о звонках с этого номера как о спаме. После автор включает номер в свой черный список. Крюков оценивает эффективность этого способа как среднюю. «Мошенники постоянно меняют номера, изменяя одну-две цифры, — объясняет автор. — Блокировать их — игра в кошки-мышки, но она все-таки сокращает количество звонков с повторяющихся номеров».
Второй способ основан на психологии — «прожигание времени». «Время — главный ресурс телефонного мошенника, его задача — быстро установить контакт и провести манипуляцию, — сообщает Илья. — Если звонок затягивается, то становится для него убыточным».
«Поднимаю трубку, но не начинаю разговор, — рассказывает автор. — Иногда говорю: «Минуточку, я сейчас освобожусь» или оставляю впечатление, что меня нет рядом с аппаратом. Звонок не прерываю, а просто откладываю телефон в сторону. В 90 процентах случаев собеседник отключается в течение максимум пары минут».
Наиболее активный метод — контрвопросы и создание смысловых барьеров. «В ответ на подозрительное предложение я задаю встречные вопросы, выдвигаю свои условия, — рассказывает Крюков. — Например: «Представьтесь, пожалуйста, полностью. Назовите вашу должность и номер вашего служебного удостоверения. Я включаю запись разговора». Другой вариант — легенда. Можно ответить: «Отдел кибербезопасности компании Х (полиции, прокуратуры, службы нацбезопасности), слушаю вас». Это ломает отработанный сценарий мошенника и заставляет его отказаться от дальнейшего разговора, делится автор.
«Полностью изолировать себя от нежелательных звонков в современном мире невозможно, — признает Илья Крюков. — Однако можно значительно сократить их количество и свести к минимуму связанный с ними стресс. Ключевое правило: никогда не вступать в диалог по предложенной мошенником схеме, не разглашать любые личные данные и не переходить по ссылкам».
Специалисты по кибербезопасности утверждают, что телефонные и кибермошенники могут обмануть жертву только тогда, когда им удается ее запугать, ввести в заблуждение или сыграть на алчности. Когда абонент сохраняет самообладание и трезво оценивает обстановку, злоумышленники утрачивают над ним контроль.
Один из способов их припугнуть — сообщить, что собираетесь позвонить в организацию, от имени которой звонят, и проверить, действительно ли в ее штате есть сотрудник с названной фамилией и должностью. После этого подонки чаще всего вешают трубку, так как понимают, что потенциальную жертву им запугать не удается.
Для борьбы с телефонными мошенниками надо, не стесняясь, использовать их же методы. В том числе из арсенала нейролингвистического программирования (НЛП). Например, если подозрительные звонки идут косяком, а трубку брать приходится, чтобы не пропустить важный вызов, можно придать своему голосу максимум строгости, использовать присущую мошенникам скороговорку и прямую угрозу наказать злодея от имени сотрудника силовых органов.
Простейший вариант охладить интерес к себе — не без юмора сообщить, что на вашей банковской карте, которой интересуется незнакомый собеседник, два доллара одной купюрой. Если есть желание и время, то эффективный способ противодействия — пуститься в абстрактные рассуждения о недоверии к современной банковской системе, безналичным переводам в интернете и самому интернету, к финтеху и цифровизации как таковым.
В любом случае мошенники отлипают от людей, которые не идут на поводу. Если упорно задавать встречные вопросы (годится даже «дурацкий» интерес, сколько у собеседников любовниц или любовников), злоумышленники неизбежно нервничают и с большой вероятностью отключаются.
Их также как минимум настораживают люди, которые знакомы с законами лучше, чем мошенники. Для успеха этой схемы совсем необязательно действительно подробно знать законодательство — можно воспользоваться теми же методами зомбирования, что и мошенники. Если говорить уверенно и мимоходом упомянуть, что вы работаете юристом, кибергнусь быстро сворачивает разговор и больше не звонит. Остается добавить, что все перечисленные способы также годятся, чтобы отвадить назойливых маркетологов и рекламщиков.
