Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоЗдоровье/Медицина

Этот хитрый техрегламент…

Теплое местечко для нагреваемого табака

Президент ОЮЛ «Национальная ассоциация по снижению вреда факторов риска для здоровья человека “Денсаулык” Бакыт Туменова

Уже прошло несколько месяцев, как в Казахстане вступил в силу полный запрет оборота вейпов, однако табачники не унывают. Шажок за шажком, миллиметр за миллиметром индустрия выгрызает место под солнцем для своего последнего детища — нагреваемого табака.

В Алматы в августе был организован пресс-завтрак для журналистов. Устроителями были Бакыт Туменова, президент ОЮЛ «Национальная ассоциация по снижению вреда факторов риска для здоровья человека «Денсаулык», Гинтаутас Кентра, врач и эксперт этой же Национальной ассоциации (звучит солидно, по-иностранному, однако речь идет о выпускнике алматинского мединститута) и председатель правления Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская. 

Тема завтрака — презентация кабинетного исследования «Анализ влияния контрафактной продукции на общественное здоровье в Республике Казахстан». Краткое содержание: в Казахстане с контрабандой все жуть как плохо, надо что-то делать! Однако вся суть мероприятия выплывает только под конец презентации. По мнению организаторов, необходимо принять еще не разработанный «Технический регламент на никотинсодержащую продукцию» Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 

Итак, вейпы запрещены, но остаются еще изделия с нагреваемым табаком (ИНТ) — на сегодня единственный легальный бездымный продукт в стране. Предлагается действующий добровольный стандарт на ИНТ перевести в категорию обязательных документов, что позволит Правительству ИНТ лишний раз узаконить и зарегулировать. Зачем? Якобы в целях решения потенциальной проблемы с импортом низкокачественного нагреваемого табака из Китая, ежели такая проблема вдруг возникнет в будущем. Сейчас-то ее нет, рынок поделили вполне себе англосаксонские IQOS и GLO. 

Кстати, дело кормлением журналистов не ограничилось, соответствующее письмо Бакыт Туменова направила в Минздрав.

Вопрос, конечно, интересный. Можно подумать, что «высококачественные» ICOS и GLO прямо уж такие безвредные! Чем они принципиально отличаются от китайских никотиновых сосок? Никотин — яд в любой упаковке, независимо от акцизной марки или фирменного лейбла!

Да и какое дело Минздраву до драчки между производителями нагреваемого табака, почему казахстанское здравоохранение должно встать под знамена «Филип Моррис» и British American Tobacco (производители ICOS и GLO) и воевать против китайцев?

Тут еще надо знать контекст, то есть что собой представляет вышеупомянутый «Технический регламент на никотинсодержащую продукцию» ЕАЭС. Процесс его разработки начался в 2017 году, и по сей день регламент находится на обсуждении, поскольку проект стал ареной жесткой бескомпромиссной борьбы протабачного лобби и представителей здравоохранения стран ЕАЭС. 

Документ получился насквозь противоречивый, многие положения в нем сознательно запутаны. Например, что собой представляет определение «никотинсодержащая продукция», за регулирование которой так ратуют инициаторы пресс-завтрака?

«Никотинсодержащая продукция» — никотинсодержащее изделие, упакованное в потребительскую упаковку. А что такое «никотинсодержащее изделие»? Что собрались регулировать? «Никотинсодержащее изделие» — изделие, содержащее источник никотина (за исключением пищевых продуктов, табачных изделий, лекарственных средств и медицинских изделий), предназначенное для потребления с целью доставки никотина в организм человека и не предназначенное для внутрижелудочного потребления.

Запрещенные вейпы с их никотинсодержащей жидкостью, как видите, под это определение прекрасно подходят, и вроде как гнобить их не за что. И подобное крючкотворство в злополучном техрегламенте на каждом шагу.

Казахстанское Министерство здравоохранения давно уже предлагает соломоново решение: изделия из нагреваемого табака отправить в уже принятый технический регламент на сигареты (раз уж и то и другое табачные изделия). Тогда необходимость в техрегламенте на никотинсодержащую продукцию вообще отпадает: там остаются только вейпы и снюсы (насвай). И то и другое в Казахстане запрещено, регулировать нечего, лавочку можно будет закрывать.

К счастью для всех казахстанцев, Минздрав (в частности, в лице Национального центра общественного здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Казахстан) хорошо разбирается в сложившейся ситуации. Табачным фронт-группам, изо всех сил старающимся «сотрудничать», указывается:

— в соответствии с Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» электронные системы потребления никотина, некурительные табачные изделия, изделия из нагреваемого табака приравнены к табачным изделиям;

— признание ИНТ средством снижения вреда от табачной зависимости не имеет научных доказательств и обоснований;

 — цель присутствия табачной промышленности на рынке — это извлечение коммерческой прибыли от продаж продукции, вызывающей никотиновую зависимость;

— международные обязательства страны перед Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака, которая ратифицирована Казахстаном в 2006 году, определяют, что «при разработке и осуществлении политики общественного здравоохранения по борьбе против табака стороны действуют таким образом, чтобы защитить свою политику от воздействия коммерческих и других корпоративных интересов табачной промышленности».

Вот так, конкретно и однозначно! Но, думаете, никотиновое лобби будет надолго обескуражено? Что-то я сомневаюсь!

Читайте в свежем номере: