Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Кровь экономики
ПолитикаМеждународные отношения

Кровь экономики

Геополитика меняет направление нефтяных потоков

Очередная атака беспилотников на объекты КТК заставляет Россию и Казахстан задуматься об увеличении поставок в Китай.

Куда потечет черное золото?

Новости из российского города Новороссийска, словно тревожные вести с фронта, заставляют чаще волноваться не только российскую сторону, но и казахстанское правительство.

Именно в этот город поступает нефть из Казахстана и отсюда уходит покупателям по всему миру. Для такой страны, как РК, главная проблема для ее основных экспортных товаров — это ее континентальная замкнутость. Для получения прибыли от продажи богатств своих недр для республики важно, чтобы у соседей были стабильность и благополучие.

Однако нынешняя геополитическая ситуация приносит немало тревог. С 2022 года атаки украинских беспилотников по главной экспортной артерии, которая берет свое начало от западных нефтяных месторождений Казахстана до российского города Новороссийск на Черном море, стали регулярными.

Так, в ночь на 25 ноября текущего года удар беспилотников ВСУ повредил административный корпус терминала КТК в Южной Озереевке. Как сообщают российские СИИ, пострадавших нет, персонал эвакуирован, грузовые операции приостановлены.

Чуть позже Минэнерго Казахстана поспешило успокоить казахстанцев очередным официальным сообщением о том, что отгрузка нефти в систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) осуществляется в штатном режиме и что ночной инцидент с БПЛА не повлиял на процесс отгрузки и транспортировки. «На текущий момент транспортировка и отгрузка казахстанской нефти на экспорт через систему КТК осуществляются в штатном режиме в соответствии с утвержденным графиком», — говорилось в сообщении казахстанского ведомства.

МИД не спит!

Журналисты не раз интересовались у главы Минэнерго Ерлана Аккенженова и главы ФНБ «Самрук-Казына» Нурлана Жакупова о том, ведет ли Казахстан переговоры с украинской стороной о ситуации с атаками на трубопровод, так как «рикошетом» может пострадать наш бюджет, который почти на половину зависит от доходов от продажи нефти. Ответ был один: «Это не в нашей компетенции, на то есть соответствующие ведомства».

И вот 24 ноября, за день до последней атаки беспилотников, в ходе очередного еженедельного брифинга представители СМИ смогли получить ответ от официального представителя МИД РК Айбека Смадиярова.

«Мы на постоянной связи с украинской стороной по этим вопросам. Естественно, всегда доводим свою озабоченность. Но более детально этим вопросом уже занимаются наши коллеги из министерства энергетики, «КазМунайГаза», которые конкретно знают, что там происходит», —  подчеркнул он.

По словам Смадиярова, информация об инцидентах в октябре и ноябре «обязательно доводится» до украинской стороны.

А мы пойдем на Восток!

Пока администрация Белого дома пытается внести свою лепту в прекращение российско-украинского конфликта, Россия уже обсуждает дальнейшие шаги по переориентации своих нефтяных потоков с Запада на Восток.

Как говорил ранее в интервью «НП» казахстанский эксперт Рашид Жаксылыков, РФ еще в 2014 году начала переориентацию своей нефти и газа в восточные страны, успев с этой целью подготовить до 2022-го часть своей инфраструктуры.

Эти шаги продолжаются и сегодня. Недавно вице-премьер российского правительства Александр Новак, выступая на Российско-Китайском энергетическом бизнес-форуме, заявил, что Россия с китайскими партнерами обсуждает возможности расширения экспорта нефти в КНР.

«Обсуждаем с китайскими партнерами возможности расширения экспорта нефти в Китай. Межправительственные соглашения предусматривают возможность продления на 10 лет (до 2033 года) сроков поставки нефти в Китай через Казахстан», — сказал он.

Казахстан, конечно же, от такого решения только выиграет, получая прибыль от транзита российского сырья через свою территорию.

«Но нам следуют также задуматься и о новых трубопроводах, и о строительстве новых нефтехранилищ, чтобы в случае серьезных повреждений на КТК не оказаться в сложном положении, — предупредил Жаксылыков, подчеркнув: — Мы должны извлечь уроки от нынешней ситуации и не забывать главный принцип «Диверсификация экспортных маршрутов — это синоним независимости!»

Читайте в свежем номере: