Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Иртышский диалог
ПолитикаСодружество

Иртышский диалог

Как река объединяет Казахстан и Россию

В Ханты-Мансийском автономном округе РФ серьезно развит речной транспорт. По седому Иртышу он доходит до казахстанского Павлодара. При этом ведутся переговоры и совместная работа о дальнейшем продолжении водного маршрута вплоть до захода в Китай. Об этом журналисту «НП» в ходе пресс-тура, приуроченного к столетию народной дипломатии, организатором которого выступили представительство Россотрудничества в Казахстане и правительство ХМАО, рассказал генеральный директор АО «Северречфлот» Сергей Сандулов.

В Ханты-Мансийске одной из жемчужин города является Речной вокзал. Он был построен в 2005 году, а открывал его губернатор Александр Филипенко, о котором все жители Югры отзываются с теплотой и уважением.

— Он открывал его и подарил мне ключ от этого вокзала. Я ценю тот момент, и вот уже на протяжении 20 лет мы пользуемся этим красивым зданием, — говорит Сергей Сандулов.  По его словам, речной транспорт в Ханты-Мансийском автономном округе очень развит, благо есть программа развития, строятся новые суда. Не так давно правительство края закупило четыре новых «метеора», кроме тех, что уже эксплуатируются — всего их восемь. Также сегодня построено почти 20 единиц стоечного флота. Это суда, которые постоянно пришвартованы у берега и используются для выполнения специальных задач, таких как проживание, ремонт или обслуживание.

— Я думаю, что это правильно. Это все нужно, потому что до многих поселков без речного транспорта не добраться. Есть у нас и суда на воздушной подушке, которые могут работать не только на глубокой воде, но и на льду, и на отмели. Так мы доставляем более дешевым видом транспорта людей до места проживания. С какими городами и населенными пунктами у нас развито речное сообщение? Во-первых, отмечу, что наше предприятие, наверное, единственное в регионе, даже в Западной Сибири, которое занимается пассажирскими перевозками. Мы обслужим все населенные пункты по Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому округу. То есть, начиная практически от Тобольска и до самой Северной Губы, за Салехард, — отмечает генеральный директор «Северречфлота».

Шишанова иртыш (3).jpg

При этом компания обслуживает все, что связано с рекой, тем более что на сегодняшний день в «Северречфлоте» насчитывается более 40 маршрутов, которыми в нынешнюю навигацию было перевезено 358 тысяч пассажиров, или 39 миллионов пассажиро-километров. Это считается довольно-таки большой цифрой, возрастающей год от года.

— Сказать, что наш флот и река играют в жизни  округа большую роль, ничего не сказать. Повторю, что во многие населенные пункты, кроме как по реке, не добраться. В зимний период и вовсе — по воде или вертолетом. Так что мы — очень важный транспорт для нашего региона, — подчеркивает Сандулов.

Возвращаясь к программам развития водного транспорта, повторим, что, согласно им, эксплуатируемые суда «Северречфлота» поддерживаются в исправном техническом состоянии. Что-то закупается, что-то строится новое. Сохранились даже экземпляры, что были построены во времена СССР. Однако их не просто ремонтируют, но и модернизируют — обновляют, перекрашивают и т.п. Попросту говоря, восстанавливают, заменяя устаревшее оборудование на технические новинки.

Шишанова иртыш (1).jpg

Что касается взаимодействия с Казахстаном, то, конечно, понятно — две страны соединяет великая река Иртыш. Причем, по словам Сергея Сандулова, он был одним из инициаторов водного движения по Иртышу в РК и далее в Китай.

— Я считаю, что реку надо использовать в этом направлении. Сегодня она недооценена в полном объеме. И как правительство Российской Федерации, так и правительство Казахстана должны обратить на это внимание. У нас есть несколько моментов, касающихся ограничения движения на РК. Во-первых, это перекаты в районе Семипалатинска. Если РК дает гарантию на глубину 1,6 метра на всем протяжении водотока, то в районе Семипалатинска идет всего 1,4. Знаю, что казахстанская сторона этой проблемой занимается, ведутся инженерные работы. При этом, конечно, надо развивать как пассажирские, так и туристические перевозки. А пока мы работаем до Павлодара, — заключил Сергей Сандулов.

Остается добавить, что тема иртышского диалога России, Казахстана и Китая встроена сегодня в повестку многих международных, межрегиональных и межгосударственных направлений сотрудничества. Таких, как, например, изменение климата и баланс использования водных ресурсов, промышленное развитие территорий и разработка полезных ископаемых, гуманитарное сотрудничество и культурные связи, транспортная связь и развитие индустрии туризма. Трансграничный Иртыш — это действительно феномен, который необходимо не только изучать, но и в первую очередь охранять и беречь. Он — водный мост между государствами и, что самое главное, между людьми.

Астана — Ханты-Мансийск — Астана

Фото автора

Читайте в свежем номере: