Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Министр труда Аскарбек Ертаев у Токаева
ПолитикаВласть

Где баланс в соцзащите

Министр труда и соцзащиты Казахстана отчитался перед Президентом

Фото: akorda.kz

«Необходимо повысить качество занятости и доходов населения, усилить контроль адресности социальной поддержки, усовершенствовать пенсионную систему, реализовывать сбалансированную миграционную политику, развивать инклюзивные подходы в социальной защите, а также укреплять систему охраны труда и профилактику трудовых рисков с использованием цифровых решений». Именно такие поручения дал глава государства министру труда и социальной защиты РК Аскарбеку Ертаеву после отчета главы ведомства.

Министр проинформировал Президента страны о планируемых мерах по содействию занятости населения. По его словам, «ожидаются переход от временной занятости к созданию устойчивых и качественных рабочих мест, повышение трудовой мобильности, более тесная увязка системы образования с потребностями рынка труда. Особое внимание будет уделено вовлечению молодежи, включая граждан из категории NEET».

Однако как быть с тем фактом, что несколько ранее то же ведомство заявило, что «в 2025 году на портале электронной биржи труда Enbek.kz было опубликовано 1328 тысяч вакансий, а размещено 1454 тысячи резюме». То есть предложение со стороны соискателей превысило заявленный спрос почти на 126 тысяч заявлений. Куда идти и что делать им? И насколько эта цифра может быть увязана с данными Бюро национальной статистики об уровне безработицы в стране? И это ведь только единичный пример.

Тогда же, а точнее в конце января текущего года, в Астане состоялся круглый стол, организованный международной организацией труда. В ходе двухдневного мероприятия эксперты обсуждали текущую институциональную структуру Казахстана, основные принципы МОТ по социальному диалогу и коллективным переговорам, возможности мирного разрешения трудовых споров, вопросы свободы объединения профсоюзов и определения критериев репрезентативности организаций работодателей, приоритетные направления для разработки законопроекта о социальном партнерстве и национальной системы коллективного разрешения споров.

Несомненно, вопросы важные и наболевшие. Однако, как следует из вышеперечисленного, теме соискания рабочих мест внимание, во всяком случае, официально, вряд ли было уделено. В вышеуказанном списке этого направления не видно, хотя он также был опубликован в официальном телеграм-канале Минтруда и соцзащиты РК.

Между тем в Казахстане вроде как действует 216 карьерных центров в городах и районах страны. И их основная задача — трудовое посредничество и реализация мер содействия занятости населения.

Еще одним вопросом, по которому министр труда и соцзащиты представил планы, оказалось совершенствование системы адресной социальной помощи. По словам Аскарбека Ертаева, «министерство намерено усилить адресность поддержки за счет цифровых инструментов оценки, а также расширить практику социального контракта с обязательным вовлечением трудоспособных получателей в меры занятости». Однако, как расшифровывается этот закрученный постулат, глава ведомства вроде не уточнил. Кстати, о подобных отсылках «про цифровизацию», на которую, кажется, сегодня списывается все и вся, упомянул на очередном совещании Правительства Президент Касым-Жомарт Токаев, приведя в пример некоторых региональных акимов.

Как бы там ни было, сегодня в Карагандинской области и Шымкенте приступили к реализации пилотного проекта по назначению мер государственной поддержки с применением скоринговой модели определения благосостояния семей. Иначе говоря, с помощью автоматизированной системы оценки платежеспособности и в том числе надежности при кредитных займах. В результате дополнительные меры поддержки там получили 27,4 тысячи заявителей. С другой стороны, сомнительно, чтобы об этом методе слышали те, кто реально нуждается в адресной помощи.

Как следует из дальнейшего сообщения, «отдельное внимание в докладе было уделено вопросам социальной защиты лиц с инвалидностью». По словам министра ведомства, «запланировано дальнейшее развитие подушевого финансирования специальных социальных услуг, повышение стандартов их качества, расширение доступа к реабилитационным услугам и техническим средствам, а также обеспечение инклюзивной занятости». Кроме того, согласно официальному сообщению на странице Минтруда и соцзащиты, «с начала 2026 года в Казахстане в рамках проведения медико-социальной экспертизы в заочном формате уже рассмотрено 9,1 тысячи заявок на установление инвалидности».

Возможно. Но рассмотрено не значит одобрено.

Потому, как показывает житейская практика, для того чтобы нуждающийся действительно получил инвалидность, ведь это пусть жалкие, но все-таки расходы бюджетных денег, ему предстоит собрать буквально миллион бумаг. А еще сдать кучу анализов и не по одному разу предстать перед комиссией, которая, основываясь непонятно на чем, будет рассуждать, достоин ли тот или иной нуждающийся в получении инвалидного пособия. Что заставляет тех, кто и правда нуждается в какой-никакой, но денежной поддержке в силу различных жизненных обстоятельств, попросту развернуться и уйти несолоно хлебавши от чиновничьего произвола. Чтобы сберечь хотя бы нервы после многомесячной и зачастую, к сожалению, пустой беготни по многочисленным инстанциям. Зато, как иногда следует из открытых источников, подобную помощь смогли получать те, кто в этом совершенно не нуждался. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Президент Казахстана также был проинформирован о планах по реализации концепции миграционной политики до 2030 года. Так, согласно данным, представленным главой трудового ведомства, в этом направлении «предусматривается повышение управляемости и прогнозируемости миграционных процессов, балансирование внутренней миграции, а также совершенствование регулирования трудовой миграции с акцентом на защиту внутреннего рынка труда».

Что, пожалуй, также можно назвать актуальной проблемой, потому как в основном в республику мигрирует рабочая сила невысокой квалификации. А покидают Казахстан, увы, зачастую те, чей ум, профессионализм или творческие способности не были оценены должным образом.

И наконец, министр труда и социальной защиты представил главе государства планы по обеспечению долгосрочной устойчивости системы пенсионного обеспечения и сохранению достойного уровня пенсионных выплат. Конечно, если увеличение размера этих самых выплат всего на пять процентов в минувшем январе можно назвать достойной компенсацией безудержно растущей инфляции, которая, кажется, приводит в изумление даже самих чиновников, не говоря о простых казахстанцах.

Читайте в свежем номере: