Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Главный вектор — экономический прагматизм
ПолитикаМеждународные отношения

Главный вектор — экономический прагматизм

Президент Казахстана побывал с официальным визитом в Японии

Касым-Жомарт Токаев посетил с официальным визитом Японию. В международном аэропорту Ханэда города Токио Президента Казахстана встречала государственный министр иностранных дел Японии Аяно Кунимицу. Президент Казахстана встретился с императором Нарухито, премьер-министром Санаэ Такаичи, а также представителями деловых кругов Страны восходящего солнца. Кроме того, Касым-Жомарт Токаев принял участие в работе саммита «Центральная Азия — Япония».

Программа первого официального визита казахстанского лидера в Японию оказалась насыщена официальными переговорами и деловыми встречами, которые начались с переговоров с императором Японии Нарухито и премьер-министром Санаэ Такаичи. А еще в честь Президента Касым-Жомарта Токаева был дан официальный прием от имени императора Нарухито.

Программу продолжило посещение Мэйджи Джингу — крупнейшего синтоистского храма Токио. Комплекс, возведенный в 1920 году, имеет статус императорского святилища. На его территории расположен живописный парк, насчитывающий около 120 тысяч деревьев и кустов. После чего Токаев встретился с казахстанцами, которые в настоящее время проходят обучение или работают в Японии в различных сферах. Далее у Президента РК прошла встреча с членами Японской парламентской лиги дружбы с Казахстаном, а по итогам переговоров премьер-министр Японии и Касым-Жомарт Токаев подписали совместное заявление. Члены официальных делегаций двух стран подписали 14 межправительственных и межведомственных документов.

япония с императором.jpg

Также Касым-Жомарт Токаев принял главу компании Rakuten Group Хироши Микитани, встретился с профессиональным борцом сумо Ерсином Балтагулом, а на второй день своего пребывания в Японии глава РК провел встречу с губернатором Токио Юрико Коикэ. В результате был подписан меморандум о взаимопонимании между столицами Казахстана и Японии.

Также в этот день состоялись встречи Касым-Жомарта Токаева с руководителем одной из крупнейших и влиятельнейших японских торгово-инвестиционных корпораций Sumitomo, председателем Японской организации по металлам и энергетической безопасности Ичиро Такахару и с председателем совета директоров компании Mitsui Тацуо Ясунагой. В данном случае областями, представляющими взаимный интерес, стали критически важные минералы, транспорт и логистика, внедрение технологий, направленных на предотвращение стихийных бедствий.

Дальнейшие встречи Президента Казахстана с председателем совета директоров компании Komatsu, и президентом компании Hitachi Construction Machinery подчеркнули темы горнорудной и добывающей промышленности.

Немалое внимание на полях официальных встреч Касым-Жомарт Токаев уделил повестке международной безопасности и, как следствие, обсуждению темы СБ ООН, а также проблемам, связанным с нарастающей ядерной угрозой.

Наконец, в третий день своего пребывания в Японии с официальным визитом глава Казахстана принял участие в первом саммите диалога «Центральная Азия — Япония». Темами для обсуждения стали водные ресурсы, сельское хозяйство, туризм, ИИ и образование. По итогам саммита «Центральная Азия — Япония» была принята Токийская декларация, а также было решено, что следующий такой саммит пройдет в Казахстане.

япония2.jpg

Так что тут, по словам казахстанского политолога Газиза Абишева, вступил в силу «главный вектор — экономический прагматизм».

— Другими словами, Казахстан, преследуя прагматичные национальные интересы, не стесняется развивать отношения со всеми, с кем полезно и выгодно сотрудничать. При этом соблюдает геополитический политес, не позволяя втянуть себя в игры между крупными странами. Касательно Японии: это по-прежнему крупная технологическая держава, один из лидеров по реальному производству, зарабатывающая не на торговле воздухом, но на экспорте востребованных товаров с высокой добавленной стоимостью. Нынешняя стратегия Казахстана предполагает привлечение производств. Было бы большим успехом затянуть японцев в казахстанскую промышленность. Придется проявить большую гибкость и изобретательность, но оно того стоит, — полагает эксперт.

Практически об этом же говорит и экономист Эдуард Полетаев, по мнению которого «контекст визита осложнен сильной конкуренцией Японии с Китаем и сохраняющейся напряженностью в отношениях Токио и Москвы, что требует от Казахстана особой осторожности в формулировании внешнеполитических приоритетов».

— Но Токаев продемонстрировал филигранную реализацию многовекторной политики, развивая сотрудничество с Японией, одновременно избегая сигналов, которые могли бы быть восприняты как геополитический перекос. Визит подтвердил курс Президента на прагматичную и предсказуемую дипломатию, где расширение международных связей происходит с учетом чувствительности ключевых партнеров и общей конфигурации региональных отношений, — считает Полетаев.

Одновременно он отмечает, что, «несмотря на заметное присутствие как донора, Япония не входит в число основных торговых партнеров Казахстана, но находится в топ-10 крупнейших иностранных инвесторов. Плюс для Токио регион ЦА представляет интерес с точки зрения ресурсного потенциала, реализации экономических и транзитных проектов, также внимание Японии привлекает казахстанский уран».

Политолог Данияр Ашимбаев усматривает в происходящем более политическую составляющую, нежели все остальные векторы взаимодействия.

— Официальный визит Касым-Жомарта Токаева в Японию несколько отличается от других зарубежных визитов главы нашего государства за последние годы. Дело не только в культурных особенностях принимающей стороны, но и в отношениях Токио со стратегическими союзниками Казахстана. В то же время казахстанский Президент был очень аккуратен в формулировках. Если Санаэ Такаичи назвала Казахстан «стратегическим партнером в деле поддержания и укрепления свободного и открытого международного порядка, основанного на верховенстве права», то казахстанский лидер охарактеризовал Японию как «проверенного и надежного партнера в Азии», а также как «близкого и надежного друга». Казахстан, понятно, интересует и гуманитарное, и экономическое сотрудничество с Японией, но не в ущерб отношениям со своими основными союзниками. Это потребовало немалой филигранности и дипломатичности со стороны казахстанского Президента, но тут у него огромный опыт, — подчеркнул политолог.

Между тем Токаев аккуратно расставил приоритеты, указав, что «у нас всеобъемлющее стратегическое партнерство с Россией, Китаем и странами Центральной Азии, долгосрочное взаимодействие с США и ЕС. А что касается Японии, то она имеет огромное значение для Казахстана, мы и далее будем стремиться углубить нашу дружбу и взаимодействие для раскрытия новых возможностей в торгово-инвестиционных связях».

— Казахстан, можно сказать, был по-японски вежлив и церемониален, а также по-казахстански дружелюбен и сбалансирован, — заключил Данияр Ашимбаев.

Читайте в свежем номере: