Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Перспективы тройственного союза
ПолитикаМеждународные отношения

Перспективы тройственного союза

Предложено создать альянс по редкоземельным металлам

Коллаж WELAR

Эксперт, член общественного совета по вопросам топливно-энергетического комплекса Минэнерго РК Олжас Байдильдинов предложил Казахстану, Китаю и России создать по опыту нефтяной ОПЕК международную организацию по редкоземельным металлам. Свои соображения Байдильдинов высказал в своем Telegram-канале Baidildinovoil.

Эксперт отталкивается от очередной атаки 29 ноября на объект Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) украинских беспилотников, серьезно повредивших прибрежную инфраструктуру важнейшего для Казахстана маршрута экспорта нефти. «Ассиметричным ответом на атаки против КТК стало бы объявление о создании редкоземельной ОПЕК с Китаем и Россией, — пишет Байдильдинов. — КТК, как Росомаха из «Люди-Х», каждый раз восстанавливается после атак, но делать это все сложнее и сложнее».

Автор отмечает, что вероятна ситуация, когда после очередной атаки беспилотников экспорт нефти из Казахстана и, соответственно, налоговые поступления существенно упадут. Особого влияния на это, судя по всему, у Казахстана нет, как и военно-технических средств для физической защиты подобных объектов.

Далее Олжас приводит оценки Геологической службы США запасов руд редкоземельных металлов (РЗМ) в мире по состоянию на 2024 год. Из 110 миллионов тонн этих запасов в Китае сосредоточено 44 миллиона, в Бразилии — 21 миллион, Канаде — 14 миллионов, России — 10 миллионов (по оценке «Роснедр» — 29 миллионов), Индии — 6,9 миллиона, Австралии — 5,7 миллиона, в США — 3,6 миллиона тонн.

Прогнозные запасы 17 важнейших элементов в Казахстане могут составлять примерно 28 миллионов тонн. В случае подтверждения таких объемов они выводят республику по этому показателю на второе-третье место в мире, сообщает автор. Мировая добыча РЗМ — 350 тысяч тонн, из которых 240 тысяч приходится на Поднебесную (примерно 70 процентов мировой добычи), 43 тысячи — на США и 38 тысяч тонн — на Мьянму, уточняет Байдильдинов.

Китай обладает финансовыми ресурсами и технологиями для добычи и переработки РЗМ самостоятельно, а Казахстан, как и в нефтегазовой отрасли, в большей степени делает ставку на западные компании (американские и европейские). «Нам, безусловно, важно не повторить в этой ключевой сфере ошибок соглашений о разделе продукции (СРП), чему, например, уделяют большое внимание партия «Ак жол» и Азат Перуашев», — подчеркивает эксперт.

По его мнению, самым действенным для предотвращения дальнейших попыток атак на наш ключевой нефтепровод было бы объявление о возможном создании редкоземельной ОПЕК с Китаем и Россией, которые наши стратегические партнеры и соседи.

«Стратегический редкоземельный альянс — страшный сон западных стран, которые отчаянно пытаются выстроить альтернативу мудрому Дракону, который планомерно завоевывал и укреплял глобальное лидерство (КНР добывает РМЗ не только в своей стране), — пишет Байдильдинов. — У Казахстана в кооперации с нашими экономическими соседями-сверхдержавами может появиться серьезнейший рычаг — не просто финансовый, а стратегический, способный укрепить статус мирового игрока на десятилетия вперед».

Через двое суток после публикации Байдильдинова агентство Reuters сообщило, что из‑за повреждения объекта КТК украинскими дронами, его остановки для восстановления и сокращения экспортных возможностей Казахстан планирует в декабре перенаправить часть нефтяного экспорта по трубопроводу Атасу — Алашанькоу в Китай. По нему, согласно публикации агентства, планируется отправить до конца года 50 тысяч тонн нефти, из которых 30 тысяч придется на китайскую компанию CNPC, а 20 тысяч — на японскую Inpex.

Примечательность разворота поставок с запада на юго-восток в том, что обе компании входят консорциум NCOC, оперирующий разработкой Кашагана. Это одно из крупнейших нефтегазовых месторождений, открытых в мире за последние 40 лет, оно является стратегическим ресурсом РК. Иначе говоря, впервые кашаганская нефть пойдет не в Европу, а в Китай.

«Новое поколение» уже задавалось вопросом, как Казахстан распорядится своим РЗМ-богатством («Познавая редкоземелье» от 18 февраля 2025 года на сайте газеты), к которому уже протянул руки Запад — Германия, Франция, и США. Например, с 2023 года в Восточном Казахстане наряду с отечественными геологами работают их немецкие коллеги из частной компании HMS Bergbau AG. Кроме нее в Восточном Казахстане активно действует американская Cove Capital в лице своей дочерней фирмы KAZ Critical Minerals. Ей предоставлена концессия на 11 участков, где после первых многообещающих результатов фирма наращивает объемы бурения.

Не кому-то, а геологическим службам Германии, США, Франции было также доверено провести в 2025 году аудит казахстанских недр. Кроме того, Национальная геологическая служба РК и ее британский аналог BGS планируют создание цифровой геологической карты Казахстана на средства гранта правительства Великобритании. Достигнута и договоренность, что на высохших участках Арала и в Калба-Нарымском поясе (главная редкометалльная структура Большого Алтая), где ищет литий казахстанская компания «Таукен-Самрук», к ней присоединится команда из Бюро энергетических ресурсов США, которые профинансируют дальнейшие изыскания.

Аудит геологической отрасли Казахстана иностранцами позволит США и европейским странам получить обширную, подробную и бесценную информацию о недрах республики, включая запасы РЗМ. Так уже было в 1990-х, когда, будучи в безвыходном положении после развала СССР при плачевном состоянии экономики и без денег, Казахстан был вынужден пригласить к освоению своих ресурсов американские и европейские компании.

Ошибка произошла позже, в начале 2000-х, когда раздавались неуслышанные властью голоса о пересмотре в пользу Казахстана вынужденных договоренностей о разработке отечественных недр иностранцами. В том числе СРП, которые для республики невыгодны. Эту роковую ошибку последние пять с лишним лет без особого успеха пытаются исправить власти республики.

Мы также приводили мнение уроженца Казахстана, директора Агентства этнонациональных стратегий РФ Александра Кобринского: «Миллиардные оттоки капитала из Казахстана требуют переосмысления экономической политики. Привлечение зарубежных инвестиций, часто представляющих собой не инвестиции, а скупку ресурсов, лишает страну основной прибыли от разработки недр. Текущая модель, основанная на экспорте сырья, приносит лишь незначительные налоговые поступления, уводя львиную долю прибыли за границу. Это напоминает исторически известные случаи экономического ограбления целых государств».   

Хозяйство республики 1990-х — начала 2000-х и ее сегодняшняя экономика несопоставимы. Но сегодня также существует большой риск повторить ошибку в топливно-энергетическом комплексе в освоении редкоземельного богатства страны, о чем говорит и Олжас Байдильдинов. Его предложение о тройственном альянсе по редкоземам, на наш взгляд, заслуживает тщательного изучения всеми тремя сторонами.

Впрочем, вдруг нет худа без добра и разрушительные атаки на КТК положат начало постепенному, но историческому развороту Казахстана от надменного Запада к дружелюбному Юго-Востоку?

Читайте в свежем номере: