Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Зачем стране небо?
ПолитикаВласть

Зачем стране небо?

Казахстан делает ставку на авиахабы

Фото: Telegram-канал Air Astana

На недавнем совещании Правительства премьер-министр Олжас Бектенов отметил, что одним из приоритетов является работа по формированию авиахабов в рамках задач, поставленных главой государства.

«Ведется работа по расширению географии полетов, привлечению новых иностранных авиаперевозчиков, увеличению грузовых и пассажирских потоков через аэропорты страны. Осуществляются модернизация аэропортовой инфраструктуры, обновление спецтехники и цифровизация сервисов обслуживания пассажиров и авиакомпаний. Все это позволит превратить казахстанские аэропорты в конкурентоспособные региональные хабы», — подчеркнул премьер-министр.

В Казахстане всерьез заговорили о создании авиахабов. За малоговорящей формулировкой стоит большая экономическая игра, где на кону не просто самолеты, а деньги, рабочие места и место страны на карте мира.

Что вообще такое авиахаб 

Авиахаб — это узловая точка, через которую проходят большие потоки пассажиров и грузов. Через него пассажиры летят не только из пункта А в пункт Б, но и через страну. Грузы перераспределяются, сортируются, доставляются дальше. А вокруг аэропорта вырастают сервисы: логистика, ремонт, кейтеринг, отели, IT, обучение, техобслуживание. К примеру, Стамбул — хаб между Европой и Азией, Дубай — между Востоком и Западом, Доха-хаб сделал маленький Катар глобальным игроком. Казахстан географически находится ровно в таких же условиях, но долгое время этим почти не пользовался.

Логичный выбор

Если смотреть на карту без политики, то Казахстан — идеальный кандидат на авиахаб, причем многовекторный: между Европой и Азией, Китаем и Россией, Ближним Востоком и Южной Азией. Сегодня делается попытка сделать страну транзитом не только по земле, но и по воздуху. И это закономерно, ведь мир меняется: логистика ускорилась, авиационные грузоперевозки стали ключевыми, пассажиры готовы лететь с пересадкой, если это удобно и дешево. А значит, небо страны — это новый транзитный коридор.

Что авиахабы дают экономике 

На самом деле очень много. Начнем с того, что доход аэропорта — это не только взлет-посадка. Это транзитные сборы, обслуживание самолетов, duty free и ритейл, логистика и складирование, топливо, кейтеринг, сервис. Один сильный авиахаб создает десятки бизнесов вокруг.

Второй момент — рабочие места, причем высококвалифицированные: инженеры, логисты, IT-специалисты, диспетчеры и прочие. Немаловажный момент — это уже не сырьевая экономика, а сервисная и технологическая. Третий момент: как только появляется хаб, страна становится ближе миру. Если через Казахстан удобно летать, то сюда проще инвестировать. Страна становится более привлекательной для туризма. Можно сказать, что авиахаб — мягкая сила экономики.

Приватизация аэропортов

В ноябре была обнародована информация, что Национальный офис по приватизации включил шесть аэропортов Казахстана в перечень объектов приватизации. В 2026 году планируется передать в доверительное управление АО «Аэропорт «Коркыт Ата» в Кызылорде, в 2027-м — АО «Международный аэропорт Атырау имени Хиуаз Доспановой» и АО «Международный аэропорт Туркестан». Также планируется передать в частные руки АО «Аэропорт Павлодар» в 2027 году и АО «Международный аэропорт Алия Молдагулова» в Актобе (срок приватизации по нему не указан).

Вопрос, конечно, неоднозначный. По мнению эксперта по экономике и финансам Расула Рысмамбетова, стоит повременить с приватизацией, если нет четкого плана. 

«Аэропорты ведь не просто бизнес. Это инфраструктура суверенитета. Они обеспечивают безопасность, логистику, связь регионов с центром. Если отдать их в частные руки без долгосрочных условий, можно потерять управляемость всей транспортной системы. Проблема не в том, чтобы привлечь инвестора. Привлекать можно и нужно. Проблема в том, чтобы не потерять контроль и стратегическую координацию. В мире уже были примеры, когда приватизация аэропортов приводила к росту тарифов и деградации инфраструктуры», — отмечает эксперт. 

С другой стороны, считается, что государство не очень хороший менеджер. И это почти факт. Хотя бы потому, что авиахаб, как любой бизнес, требует гибкости, принятия быстрых решений, инвестиций, маркетинга, умения договариваться с авиакомпаниями. Главное в этом вопросе — сохранить контроль над безопасностью и стратегией. Мировая практика свидетельствует, что успешные хабы зачастую государственно-частная модель.

Таким образом, ставка на авиахабы — логичный и своевременный шаг для Казахстана. Для этого у страны есть идеальная география. Дело за малым — найти идеального управленца.

Читайте в свежем номере: