Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Торжество иностранных инвесторов
ПравоФемида

Торжество иностранных инвесторов

Зависший двухтриллионный штраф и неконтролируемые тарифы

Текущий август ознаменован в Казахстане двойным торжеством иностранных инвесторов, но неудачей государства в нефтяной отрасли и телекоммуникациях.

Проигрыш в Астане

Сначала стало известно, что оператор разработки месторождения Кашаган международный консорциум NCOC выиграл у Казахстана в Апелляционном суде Астаны длившийся с 2022 года спор о взыскании с консорциума экологического штрафа размером 2,3 триллиона тенге. Об этом сообщило агентство Bloomberg. «Мы приветствуем решение Апелляционного суда, подтверждающее правильность операций NCOC по управлению серой, которые проводятся ответственно и в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также в соответствии с применимыми стандартами и передовой практикой», — торжествует NCOC в заявлении после вердикта суда. 

По информации Bloomberg, разработка Кашагана в Каспийском море стоимостью 55 миллиардов долларов сопровождалась задержками и перерасходом средств. Официальная Астана добивались увеличения доходов от своих каспийских месторождений и подала иск к партнерам по многостороннему предприятию NCOC в международный арбитраж на сумму более 160 миллиардов долларов. В нее входит не только упущенная выгода, но и убытки от предполагавшихся и связанных с серными отходами экологических нарушений, которые фактически не подтвердил апелляционный суд. 

В 2024 году участники NCOC в лице Eni SpA, Shell Plc, Exxon Mobil Corp. и Total Energies SE предлагали урегулировать тяжбу о сере за счет дополнительных инвестиций в соцпроекты в размере 110 миллионов долларов в течение двух лет. Эти расходы могли быть возмещены из доходов от Кашагана в соответствии с соглашением о разделе продукции (СРП). NCOC также предлагал произвести дополнительные выплаты, связанные с поставками Казахстану сжиженного газа и создать фонд соцразвития. Но республика предпочла продолжить судиться. И проиграла.

Акционерами NCOC, оперирующего разработкой Кашагана, являются KMG Kashagan B.V. (16,87 процента в капитале консорциума), Shell Kazakhstan Development B.V., Total EP Kazakhstan, Agip Caspian Sea B.V., Exxon Mobil Kazakhstan Inc. (каждый по 16,81 процента), CNPC Kazakhstan B.V. (8,33 процента) и Inpex North Caspian Sea Ltd. (7,56 процента). Общий объем инвестиций консорциума в проект составляет около 60 миллиардов долларов. 

Проигрыш в Алматы

В середине августа стало известно, что Казахстан не имеет права расследовать тарифы компании «Мобайл Телеком-Сервис» (МТС) с брендами Altel и Tele 2 до 2027 года. Это стало результатом также решения Апелляционного суда, но уже в Алматы. МТС оспорила попытку антимонопольного ведомства расследовать предполагаемое завышение компанией цен на SMS-информирование и, как и NCOC в Астане, нашла поддержку Апелляционного суда южной столицы.

Параллели между NCOC и МТС обусловлены тем, что оба предприятия контролируются иностранным капиталом с той лишь разницей, что в нефтяном консорциуме Казахстан имеет 16,87-процентную долю, а МТС с 2024 года стала полностью иностранной компанией. Это вытекает из условий продажи МТС ее бывшим единственным владельцем «Казахтелекомом» компании Power International Holding (Катар) за 1,1 миллиарда долларов на основе соглашения между РК и Катаром.

Сделка имеет статус «соглашения о долгосрочном стратегическом партнерстве». Согласно ему, получив оплату, продавец в лице государства Казахстан до 2027 года обязан не вмешиваться в коммерческую и операционную деятельность МТС и не проводить в отношении нее антимонопольные и прочие расследования, способные обернуться тарифными ограничениями. 

Апелляционный суд Алматы установил, что приказ Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) РК о начале расследования в отношении МТС по поводу SMS нарушает положения международного соглашения и подлежит отмене в полном объеме. Аналогичное расследование АЗРК против МТС насчет повышения цен на услуги мобильной связи также отменено по той же причине.

Истоки проигрышей

Истоки проигрышей государства в Астане и Алматы в судебных спорах с иностранными инвесторами очевидны. В Астане это СРП на Кашагане, а в Алматы — «соглашение о долгосрочном стратегическом партнерстве» при купле-продаже бывшей казахтелекомовской МТС.

Крайними в этих проигрышах являются бюджет (мы с вами, читатель) и клиенты, пользующиеся услугами МТС под брендами Altel и Tele 2. Перед этими клиентами — перспектива вынужденной неконтролируемости государством в лице АЗРК тарифов Altel и Tele 2 до начала 2027 года.

Есть еще одно лицо, которое в невыгодном положении от августовских судебных неудач государства. Стесняемся сказать, но это лицо — глава государства. Он неоднократно требовал от правительства покончить в телекоммуникациях с олигополией — присутствием на рынке всего двух операторов в лице «Казахтелекома» с брендами Altel и Tele 2 и компании «Кар-Тел», заменившей недавно бренд Beeline на Janymda («Рядом»). Цель требования главы государства — повысить конкуренцию, а вместе с ней качество услуг и адекватность цен в отрасли. Насколько эффективно это требование выполняется, судите сами.

«Кар-Тел» ограничился ребрендингом. Вместо «Казахтелекома» — иностранный оператор Power International Holding (Катар), который, судя по его первым шагам, намерен бороться за свои интересы жестко и бескомпромиссно.

С 13 августа в Казахстане начал официально работать Starlink — принадлежащая американской компании SpaceX сеть низкоорбитальных спутников, обеспечивающая доступ к высокоскоростному интернету. Для этого клиенту надо купить комплект оборудования по текущей цене 104 000 тенге. Минимальный тариф за пользование Starlink — 23 000 — 26 000, безлимит обойдется в 52 000 тенге в месяц. Это для физических лиц. Какие условия предложит SpaceX предприятиям, пока неясно. 

«Тарифы на услуги доступа в интернет от Starlink значительно превышают среднюю стоимость в Казахстане», — предупреждал со страниц журнала Forbes Kazakhstan еще в 2022 году директор по инновациям «Казахтелекома» Нурлан Мейрманов. По его словам, «вероятность того, что это повлияет на текущий массовый сегмент, предельно мала».

До нынешнего года было много разговоров о приходе в республику аналога Starlink — одноименных британских сети и оператора OneWeb, родившего «дочурку» в Казахстане еще в 2021 году. Да не где-нибудь, а в международном финансовом центре «Астана» (МФЦА), работающем по британскому праву и являющемся фактическим оффшором с весомыми льготами для зарегистрированных в нем компаний. 

Шла речь о том, что OneWeb заработает в Казахстане в 2024-м. Но прошлой осенью состоялось лишь тестирование его системы, а полноценный запуск OneWeb перенесен на текущий год. Наши попытки посетить сайт OneWeb Kazakhstan Ltd не увенчались успехом — ресурс не отвечал без каких-либо признаков жизни. Поэтому цены OneWeb неизвестны.

Мы довольно долго подбирали характеристику текущему периоду выполнения требований Касым-Жомарта Токаева о повышении отдачи для Казахстана от освоения месторождения Кашаган и о ликвидации олигополии на рынке телекоммуникаций РК. Остановились на торжестве иностранных инвесторов.  

Читайте в свежем номере: