В горах Заилийского Алатау найден пропавший алматинец, поиски которого продолжались двое суток. К сожалению, он погиб. Спасатели предупредили об опасности одиночных восхождений и рассказали, как сделать поход более безопасным.
Напомним, утром 27 июля молодой человек ушел в горы на пик Молодежный. Он должен был вернуться к 17.00, но к назначенному времени не спустился, после чего появилась информация о том, что он заблудился. В тот же день в 23.00 в Медеуском районе началась поисково-спасательная операция, но оперативно установить местоположение пропавшего не удалось. Операция продолжилась на следующий день и продлилась практически двое суток. В ней участвовало более 50 человек из разных служб: это РОСО, Служба спасения, специализированные подразделения ДЧС, волонтеры, кинологи с собаками. Они использовали беспилотники, привлекали и вертолет. Тело пропавшего обнаружили 29 июля на высоте более 4000 метров.
Мы встретились с Александром Головановым. Горный гид, спасатель, альпинист, инструктор, резидент Shymbulak Outdoor и рассказал нам о наиболее частых ошибках, которые приводят к серьезным последствиям.
— Александр, с какими ошибками сталкиваются новички в горах чаще всего?
— Я бы сказал так: ошибки у всех одни и те же. Кто-то идет в горы в кедах, кто-то забывает воду, кто-то теряет тропу и возвращается по темноте. И тут уж как повезет. Либо ты получишь опыт, либо попадешь в спасательскую статистику. Важно учиться и делать выводы. И, к сожалению, статистика несчастных случаев показывает, что происшествий не становится меньше. Одна из самых распространенных ошибок — недооценка маршрута. Людям кажется — да там всего пять километров, часик пройтись. А по факту это могут быть 800 метров набора, сыпуха, жара, потом ветер, усталость. В горах километраж отличается от любого другого.
— А что с одеждой и снаряжением?
— Главная проблема — полное его отсутствие. Очень часто люди идут в горы, одевшись как на прогулку по улице Панфилова. Пренебрегают обувью, палками и дополнительной одеждой на случай непогоды. Главное — не брать лишнего и не забывать необходимое. В открытых источниках достаточно информации на эту тему, но многие не утруждают себя, не выделяют время на внимательное изучение.
— Бывают случаи, когда люди просто теряются?
— Это одна из самых частых ситуаций. Люди не изучают маршрут заранее, не знают, где проходят тропы, не записывают трек. Посмотрите «Инстаграм» РОСО или службы спасения. Они постоянно кого-то ищут. И еще один момент — люди не предупреждают близких, куда пошли и по какому маршруту. Это значительно увеличивает время поиска. Жизненно важно всегда изучать выбранный маршрут, знать ориентиры, иметь офлайн-карту, трек маршрута и сообщать близким, куда вы идете.
— Какие еще ошибки кажутся вам критичными?
— Игнорирование прогноза погоды. Это очень опасно. Люди смотрят прогноз в городе и думают: «Ну и что, что облака — в Алматы же сухо…» А потом на Кок-Жайляу их накрывает ливнем. Они в футболке, без защиты, с мокрым телефоном и без запаса сил, и еще, как правило, в кедах, а спускаться в кедах очень травмоопасно. Также стоит отметить походы в одиночку. Может быть такое развитие событий, при котором в одиночку просто не выжить. Приведу пример. Один турист пошел на пик Титова. Маршрут имеет скальные участки. На спуске поскользнулся, повредил ногу и не смог продолжить движение. Телефон был разряжен. Его нашли только на следующий день случайно. Группа туристов тоже поднималась по этому маршруту. Поэтому лучше всего не ходить в одиночку. Даже знание маршрута не гарантирует успешность похода, а в случае получения травмы он может закончиться печальным сценарием.
— Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает?
— Учитесь и еще раз учитесь! Не бойтесь спрашивать. Не бойтесь разворачиваться. Обязательно узнавайте информацию про место, в которое собрались идти. И ни в коем случае не думайте, что вы знаете все. Самые опасные туристы — это те, кто думает, что уже все знает. Начинайте с простого. Найдите друзей, у которых есть опыт. Подпишитесь на чаты, группы, где обсуждают маршруты. Потихоньку набирайте высоту — и физически, и метафорически. Переоценка собственных сил, недооценка и незнание маршрута, тактические и технические ошибки… За каждую из них приходится платить высокую цену.
Фото ГК «Шымбулак»