Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Человек от обезьяны
Исследования

Человек от обезьяны

Когда ученые выразили предположение, что человек произошел от обезьяны, на них обрушилась нешуточная буря возмущений негодующей общественности. Бедного Дарвина рисовали и с мордой шимпанзе, и с хвостом мартышки. При этом, в принципе, образованное общество, уже подготовленное эволюционистами, было готово к восприятию того, что человек — лишь венец умопомрачительно длительной животной эволюции. Массовое сомнение вызывал у обывателя непосредственный пращур. Ладно там еще — быть потомком волка или льва. Ну на худой конец — дельфина. Но происходить от мартышки — уж нет, увольте-с!

 

Из кого же мы сделаны?

Ныне, когда редкий народ на земле не озаботился аргументами для звания древнейшего, когда сети переполнились величественными картинками генеалогических древ (баобабов, в стволах которых непременно течет царская кровь!), когда в экстазе массового метемпсихоза любая домохозяйка непременно отыскивает в своей «прошлой жизни» присутствие божественного, вопрос о происхождении сделался воистину архиважным моментом самоосознания и самооценки. Хотя перманентно хомосапиенсы и нарекают оппонентов «ослами», «баранами», «свиньями», «гадюками», «крысами», «козлами» и т.д. Однако всем понятно — мы ведь не ведем при этом высоконаучного спора, цель которого — опровергнуть устоявшиеся принципы эволюционизма. 

Между тем объяснения человеческой сущности и сути многих наших поступков, напрямую влияющих на процессы в обществе и довлеющих над движениями нашей уникальной цивилизации, нужно искать именно в нашем ближайшем животном предке. Исходя из простой логики и законов биологической эволюции. И тут, как ни крути, но все указывает на то, что мы, увы, не сыновья Большой Медведицы.

Человек — разумный? Не шибко!

Люди — очеловеченные обезьяны, не более. От этого и проистекают многие наши коренные свойства. К примеру — извечная раздвоенность, дуальность. Обезьяна всеядна. В мирное время она тихое и мирное травоядное. Но если приспичит (или просто подвернется возможность), легко изменит своему вегетарианству, разорит гнездо, убьет слабого и обратится в самого жестокого и изощренного хищника.

Именно в этой естественной раздвоенности следует искать причину того, что любого из нас, с момента рождения и по гроб, сопровождает пара неразлучных ангелов. Казалось, хватило бы и одного, но одного для объяснения всех наших поступков будет маловато!  Так что за правым плечом ординарного хомосапиенса укрывается мирная жвачная природа травоядного, за левым сверкает вечный оскал латентного хищника. А любой из нас — суть лишь «арена», на которой идет постоянная и неутихающая свара двух этих изначально присущих антагонистичных начатков, унаследованных от прародителей.

Таким образом, вся сущность «божественного» и «сатанинского» в нас легко увязывается с теорией эволюции и объясняется нашим же реликтовым обезьяньим менталитетом. И не стоит чего-то усложнять! 

Если искать точное семантическое выражение для обозначения нашего вида, то никакой он не сапиенс — «разумный», он — двойственный, «дуплекс».   Другого такого непредсказуемого и двуличного существа Земля еще не носила! А коли бы не так, то все бы мы, человеки, будучи в самом деле разумными, давно бы жили в сияющем чистотой мире всеобщей гармонии, счастья и благоденствия. Но нет же! В нашей истории меняется только антураж. А персонаж остается прежним. Как и набор его деяний.

Потому, наверное, было бы прилично поставить перед наукой вопрос о переименовании (исходя из пожеланий широких масс общественности, как водится) Homo sapiens в какого-нибудь Homo duplex.

 

Раздвоенная личность

Суть, разумеется, не в названии. Но название — в сути.

Дуальность природы, вообще говоря, подразумевает какую-то перманентную равновесность развивающейся системы, какие-то гармонические рамки и общепринятые границы дозволенного. Две разнонаправленные силы двигают историю, изощряют прогресс и совершенствуют человечество. И, что важно, позволяют делать выбор, то есть ощущать себя свободной личностью.

Очевидно, что слаженный путь человека и человечества должен лежать вне крайностей, а аккурат посередине. Покуда все остается в пределах заповеданного согласия идеального мира, выходя за которые всякое поступательное развитие тут же превращается в сплошную и изнурительную борьбу (с собой, соседями, соплеменниками, согражданами и прочими сожителями).  И только в этом случае все будет «ладно». Или «ок». Или даже «окей, «Гугл». Если всем на этой планете будет комфортно, то всем вообще-то будет все равно, как и что называется. Мысль, выраженная не теми словами, перестанет быть поводом для терминологической перепалки, идеологического мордобития и столкновения культур. 

Однако история движется, но ничто не меняется. И становится все более ясным, что путь, изначально избранный разумным человечеством в качестве стратегического, имеет ярко выраженною левизну. Отсюда и происходит основная человеческая черта — постоянная грызня. Всех со всеми. До взаимозагрызания и взаимоистребления. Вся наша история — яркая тому иллюстрация.

Обезьяна виновата?

Что до обезьян, то современный их народец — от потешных макак до мудрых горилл — это вовсе не наши предки. Это, скорее, наши двоюродные и троюродные братья и сестры, когда-то отделившиеся от фамильного древа и решившие пойти «другим путем». Не надо искать в них каких-то скрытых умственных способностей, потому что они, по большому счету — родовые балбесы и лоботрясы. Поленившиеся в нужный момент взять в руки палку (булыжник, винтовку и т.д.).

А в остальном вся эта двоюродная братва — наша утрированная копия.   От того-то так потешает и раздражает то, как они обезьянничают, копируя нас. Впрочем, это взаимно. Когда обезьяна корчит из себя человека и когда человек корчит обезьяну — смешно одинаково. Гораздо комичнее, когда человек корчит человека!

Андрей Михайлов. Фото автора