Ольга Шишанова
Недавнее посещение Елбасы такого древнейшего населенного пункта как Туркестан, возрождение которого после десятилетий забвения идет буквально семимильными шагами, заставило задуматься о судьбе подобных ему городов, но которые пока, в отличие от южного оазиса, все так же находятся “на задворках цивилизации”
Такие города или просто даже населенные пункты можно разделить на две категории. Первые — древние, но заброшенные, бывшие в свое время едва ли не центрами местных цивилизаций, вторые — так называемые жертвы ушедшей индустриальной эпохи времен СССР. Их еще называют сегодня моногородами. Кстати, последних в республике насчитывается около трех десятков, тогда как точное количество бывших древних центров цивилизаций, подобных Туркестану, неизвестно до сих пор.
Но то, что древняя земля, центром которой является мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, сегодня вновь приобретает положенный ей законный статус, не может не радовать. И это благоприятно не только для развития туризма и посещения его многочисленными путешественниками и паломниками, поток которых должен увеличиться в разы, особенно после открытия в окрестностях археологического парка под открытым небом, но и, в первую очередь, для возрождения той духовной составляющей, которая была заложена в него изначально.
Ведь древние города не возникали на пустом месте непонятно по каким причинам, напротив, практически всегда место их возникновения, становления, развития было обосновано как с точки зрения логики, необходимости, так и в соответствии с другими причинами, сакральными в том числе. Вот только, к сожалению, история Туркестана в этом случае является скорее исключением, нежели правилом.
Не будем сейчас говорить о том, что, согласно археологическим исследованиям, только в Южном Казахстане зафиксировано примерно 25 городищ со слоями VI-IX веков, которые можно считать остатками городов. В IX — начале XIII века оседлая и городская жизнь существовала и в Центральном Казахстане, и в Восточном Казахстане, в долине реки Иртыш. То есть, как можно заметить, люди всегда селились около воды, что было не только стратегически важно, но и в достаточной мере обеспечивало способность к выживанию того или иного племени, народности. Особенно в засушливом климате, который существовал на территории практически всей Сары-Арки.
Кстати, как военное укрепление в Центральном Казахстане появился и такой город как Каркаралинск, что расположен в Карагандинской области. Однако сегодня он числится всего лишь районным центром, хотя историки утверждают — на этом месте в далеком 1824 году возникло военное укрепление Российской империи, где спустя три года, в 1827 году, на базе крепости была образована Каркаралинская казачья станица. В 1849 и 1850 годах для усиления поселения в станицу были переселены украинские казаки, которые ассимилировались с местным населением, и уже с 1869 года Каркаралинск получил статус города. Между тем этот населенный пункт упоминается в истории еще раньше, пусть даже в легендах и сказаниях казахского народа.
А еще в этом городе жил в свое время великий Абай, останавливался во время своих путешествий по Средней Азии великий российский географ и этнограф Григорий Потанин. Но кто об этом знает? Сегодня на месте когда-то быстро растущего и тянувшегося к процветанию города — всего лишь позабытый людьми и историей малый населенный пункт, число проживающих в котором едва превышает восемь тысяч человек.
И это — не единственный из группы вымирающих городов, которых на территории Казахстана насчитывается примерно три десятка. Многие из них, подобно уже упомянутым выше, находятся, точнее, также находились на средокрестье истории. Как, например, город Жезказган, что в переводе с казахского значит “место, где копали медь”. Его история восходит к 1771 году, до мая 1997 года город все еще числился в списке крупнейших металлургических центров Казахстана. Но все изменилось после того, как город передали в областное подчинение Карагандинской области, потому что сбои в экономике в подобных городках, как выяснилось, чреваты полной деградацией общества и инфраструктуры.
Сегодня этому городу, о богатствах недр которого было известно давно, еще с эпохи бронзы, приходится элементарно выживать — жилье не строят, не прокладывают дороги, даже офисы и магазины, когда-то возведенные местными бизнесменами, уже становятся не востребованными.
Тем не менее любопытно, что о Жезказганских месторождениях в виде проявления медных руд и их раскопках впервые упоминалось даже в трудах Геродота. В те далекие времена, как выяснилось, здесь вели широкие раскопки, добывали руду, плавили металл и изготовляли медные изделия. О чем свидетельствуют и археологические находки — система печей для плавки руд, слитки меди, медные и бронзовые наконечники стрел. Кроме того, в окрестностях Жезказгана до сих пор встречаются обелиски (менгиры), каменные бабы и развалины древнейших построек. Которые тем не менее грозят вместе с умирающим городом кануть в Лету. Тем более что расположение города посреди степи на очень удаленных расстояниях от всех населенных пунктов делает его местом сброса и скопления ракетных отходов, которые периодически стартуют с “Байконура”.
По таким вот одинаковым сценариям практически развивались истории и многих других умирающих населенных пунктов в республике — Жанатаса, Чагана, Аркалыка, Приозерска, Сарани. А ведь у многих из них сохранились прекрасные железнодорожные ветки, которые соединяют эти населенные пункты с Нур-Султаном, Алматы, Карагандой, Кызылордой, пусть разбитые, но все же автострады сообщений с Кызылордой и Карагандой. Плюс достаточно развитая инфраструктура, да и вообще серьезный потенциал, который можно и нужно было бы использовать.
К сожалению, этого не происходит. И вместо равномерного развития городской жизни мы получаем перенаселенные мегаполисы и деградирующую деревню.
Нур-Султан