Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Поставили на паузу?
ЭкономикаФинансы

Поставили на паузу?

Нацбанк фактически заморозил снижение базовой ставки

28 ноября Национальный банк объявил последнее в этом году решение по базовой ставке. Регулятор сохранил ее на уровне 18 процентов годовых с коридором ± 1 п.п. Однако вместо сигналов на смягчение Нацбанк, по сути, дал понять: ситуация остается сложной — поводов для оптимизма пока нет.

Итак, в последнюю пятницу ноября Комитет по денежно-кредитной политике Нацбанка принял решение сохранить базовую ставку на прежнем уровне (напомним, в октябре регулятор повысил ставку сразу на 150 базисных пункта — с 16,5 до 18 процентов). В свою очередь, глава Нацбанка Тимур Сулейменов в ходе брифинга для журналистов объяснил, какие факторы легли в основу этого решения, представил обновленные прогнозы регулятора, а также предупредил: Нацбанк не видит пространства для снижения ставки до конца I квартала 2026 года… В чем же дело?

Инфляция: риски остаются высокими

Как напомнил Сулейменов, в октябре годовая инфляция опустилась до 12,6 процента (в сентябре — 12,9). Основной фактор в замедление внесло снижение сервисной компоненты до 12,9 процента (15,3 — в сентябре) после административного снижения тарифов на ЖКУ. Это, по мнению спикера, дало ощутимый эффект. Рост же цен на рыночные услуги также немного замедлился: 12,9 процента против 13,4 месяцем ранее.

А вот продовольственная инфляция, напротив, ускорилась до 13,5 процента (в сентябре — 12,7). Давление усилили: рост мировых цен на отдельные продукты питания, удорожание импорта, рост производственных издержек на фоне повышения цен на ГСМ, угля и услуг ЖКХ, а также увеличение экспорта продовольствия, в том числе мяса, ввиду более выгодной реализации на внешних рынках.

Инфляция непродовольственных товаров также ускорилась до 11 процентов против 10,8 в сентябре. Важные драйверы роста: повышение цен на ГСМ и медикаменты, а также устойчивый внутренний спрос. К слову, рост цен на ГСМ в октябре составил 14,8 процента (год к году (г/г).

Месячная же инфляция в октябре заметно замедлилась до 0,5 процента после 1,1 процента в сентябре. Также незначительно уменьшились показатели базовой (один процент против 1,1 в сентябре) и сезонно очищенной инфляции (0,8 против 1,3 процента в сентябре). Однако, несмотря на замедление, риски остаются высокими, и в пересчете на год базовая инфляция соответствует 12,2 процента. «А это для нее очень высокий показатель!» — подчеркнул Сулейменов.

Вместе с тем инфляционные ожидания населения на год вперед повысились до 13,6 процента (!) с 13,2 в сентябре, оставаясь волатильными на фоне высокого уровня неопределенности.  Между тем порядка 60 процентов респондентов вообще затрудняются дать оценки по будущей инфляции.

Прогнозы же профессиональных участников рынка по росту цен на этот год также несколько повысились до 12,3 процента против 12 в сентябре. Что же касается 2026 года, они сохранились на уровне 10 процентов.

Экономика растет быстрыми темпами

Сулейменов отметил: рост ВВП за январь-октябрь этого года составил 6,4 процента (г/г) за счет расширения инвестиций в несырьевые отрасли, увеличения добычи нефти и высоких показателей урожая.

Однако, как подчеркнул спикер, несмотря на снижение реальных доходов населения, внутренний спрос по-прежнему остается устойчивым. В октябре розничный товарооборот вырос на 8,7 процента г/г, что может указывать на начало «опережающих покупок» перед повышением НДС с 2026 года. Основным драйвером торговли остаются непродовольственные товары, а в августе и сентябре усилился спрос и на услуги. Вместе с тем, как заявил глава Нацбанка, рост розничного товарооборота значительно опережает возможности обрабатывающей промышленности, что говорит о доминировании потребления над производственными возможностями экономики.

Поддержку внутреннего спроса по-прежнему обеспечивает потребительское кредитование. Однако на фоне ужесточения требований к банковским займам наблюдается рост альтернативных источников кредитования — услуг МФО и ломбардов.

Что же касается инвестиционной активности, она также остается высокой — рост за январь-октябрь этого года составил 13,1 процента. Но есть важный нюанс: доля бюджета в инвестициях остается высокой — около 23 процентов. Объем же бюджетных средств в инвестициях по сравнению с январем-октябрем 2024 года повысился на 32,1 процента в реальном выражении.

Внешний фон

Тем временем мировые цены на продовольствие находятся на высоком уровне.

В Российской Федерации инфляция, несмотря на замедление, существенно превышает цель в четыре процента. На этом фоне Банк России сохраняет жесткую риторику и сигнализирует о необходимости поддержания сдерживающих денежно-кредитных условий.

В свою очередь, ФРС в условиях повышенной неопределенности сохраняет осторожный подход, отмечая умеренные темпы роста экономики, охлаждение рынка труда и рост инфляции, которая остается выше цели.

Риторика ЕЦБ также остается сдержанной. Регулятор в очередной раз сохранил ставку. В дальнейшем ожидается более медленный темп смягчения политики.

Прогноз регулятора

Как заявил глава Нацбанка, «мы уточнили и несколько повысили наши прогнозы по инфляции на 2025 год: теперь она ожидается в пределах 12-13 процентов (ранее — 11-12,5 процента. — Прим. авт.), на 2026 год диапазон прогноза расширен до 9,5-12,5 процента (ранее — 9,5-1,5 процента. — Прим. авт.)». Пересмотр, по словам спикера, связан с рядом факторов: более высокими фактическими показателями инфляции, а также ростом инфляционных ожиданий. «При этом, подчеркнул спикер, обновленные прогнозы учитывают более медленный рост регулируемых цен в рамках пересмотра его темпов по схеме «инфляция + пять процентов» в 2026-2027 годах. Как вы знаете, в рамках Комплексной программы Правительства, Нацбанка и АРРФР мы такую формулу заложили, раньше ее не было».

Вместе с тем расширение диапазона прогнозов в 2026 году отражает возросшую неопределенность в оценках, связанную прежде всего с реализацией налоговой реформы и ее влиянием на совокупный спрос, а также ростом финансирования со стороны квазибюджетного сектора и его воздействием на экономику, отметил спикер.

Что касается прогноза на 2027 год, он сохранен. Ожидается снижение инфляции до 5,5-7,5 процента.

По словам Сулейменова, основными факторами постепенного замедления роста цен станут: сдерживающая денежно-кредитная политика, налогово-бюджетная консолидация и меры, предусмотренные в рамках Программы совместных действий Правительства, Национального банка и АРРФР. (Подробнее читайте в нашем материале «Три в одном» от 28.11.2025 года.)

Проинфляционное же влияние окажут дальнейшая либерализация рынка ГСМ, усиление спроса на фоне квазифискального стимулирования и возобновления роста тарифов после I квартала (напомним, до конца I квартала 2026 года цены на ЖКХ заморожены. — Прим. авт.).

Из основных рисков прогноза спикер отметил: усиление внутреннего спроса, ускорение внешней инфляции, высокие инфляционные ожидания, а также вторичные эффекты от повышения регулируемых цен по ГСМ и НДС. Еще один важный фактор неопределенности — это финансирование экономики со стороны АО НУХ «Байтерек». Значительный объем квазифискального вливания, по словам Сулейменова, может усилить инфляционное давление и частично нивелировать эффект предстоящей фискальной консолидации республиканского бюджета.

Что касается прогноза по ВВП, на 2025 год он улучшен с уточнением предыдущих прогнозов до 6-6,5 процента (ранее — 5,5-6,5 процента. — Прим. авт.) благодаря высокой добыче нефти, устойчивому потребительскому спросу и инвестиционной активности. Прогноз на 2026 год — 3,5-4,5 процента (ранее — 4-5 процентов), на 2027 год — 4-5 процентов (ранее — 3,5-4,5 процента). Риски прогноза ВВП связаны с сохранением фискальной дисциплины, включая реализацию планов по снижению изъятий из Национального фонда, возможным усилением внутреннего спроса, а также снижением мировых цен на нефть.

«Ранее принятое решение о повышении базовой ставки и меры Правительства по пересмотру тарифов коммунальных услуг позволили нам сегодня сохранить базовую ставку на текущем уровне, отметил в ходе брифинга Сулейменов. Однако риски инфляции сохраняются и остаются высокими. Уверенность в снижении инфляции возможна лишь при ее стабильном замедлении в течение продолжительного времени. Нацбанк продолжит оценивать темпы замедления, реакцию внутреннего спроса, а также эффективность реализации совместных мер, предусмотренных Комплексной программой и Комплексом мер по ее снижению. Однако на сегодняшний день мы не видим пространства для снижения базовой ставки до конца первого полугодия 2026 года. При отсутствии убедительных признаков формирования тренда на замедление инфляции не исключается возможность ужесточения денежно-кредитной политики», — резюмировал глава Нацбанка.

Очередное плановое решение по базовой ставке будет объявлено 23 января 2026 года.

Фото из открытых источников

Читайте в свежем номере: