Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Налоговая дуэль
ЭкономикаФинансы

Налоговая дуэль

Бизнес проиграл в противостоянии Кабмину?

С 1 января в Казахстане вступает в силу новый Налоговый кодекс. На протяжении всего периода обсуждения он вызывал острые дискуссии. Даже после подписания кодекса главой государства в июле напряжение вокруг документа не утихло. В чем суть разногласий? Представители бизнеса и экспертного сообщества предлагают отложить его введение, указывая на ряд спорных моментов. Правительство держит удар.

Итак, 18 июля глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал новый Налоговый кодекс, а также сопутствующий ему Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения». Эти документы стали результатом масштабной работы по реформированию налоговой системы страны и вступят в силу с 1 января 2026 года.

Как сообщала Акорда, новый Налоговый кодекс предусматривает значительное упрощение налогового администрирования: на 30 процентов сокращается объем налоговой отчетности, на 20 процентов уменьшается количество налогов, оптимизируются льготы и сборы. Существенные изменения коснулись всех ключевых направлений — от корпоративного и индивидуального подоходного налогов до стимулирования инвестиций и перераспределения налоговой нагрузки.

Позиция Президента: следует найти разумный баланс

Между тем глава государства Касым-Жомарт Токаев неоднократно возвращался к теме нового Налогового кодекса.

Как мы писали ранее, 16 октября, помощник и пресс-секретарь Президента Руслан Желдибай опубликовал в телеграм-канале сообщение, согласно которому глава государства поручил премьер-министру Олжасу Бектенову до конца рабочей недели представить план конкретных мер, касающихся упорядочения хода реализации разработанной Правительством программы экономических реформ в интересах граждан. «Правительству надлежит внести коррективы и принять решения, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, улучшение инвестиционного климата, а также оздоровление экономической ситуации в стране», — говорилось в сообщении.

В этот же день Кабмин по поручению главы государства принял ряд решений, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности и нивелирование негативных последствий экономических реформ. В частности, как проинформировала пресс-служба Правительства, в целях снижения негативного воздействия нового Налогового кодекса на деятельность малого и среднего бизнеса было принято решение исключить излишние ограничения на применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации. В запретительном списке сохраняются только 44 вида деятельности по аналогии с действующим законодательством.

Кроме того, как стало известно, с 1 января 2026 года налоговое администрирование будет проводиться с чистого листа, что предполагает в отношении микро-, малого бизнеса следующее: отмену налоговых проверок, отмену камерального контроля, отмену подачи в судебные органы исков о признании сделок недействительными, а также исков о признании регистрации, перерегистрации недействительной.

Пени и штрафы по налогам будут списаны в случае погашения основной суммы долга до 1 апреля 2026 года.

Налогоплательщики, превысившие порог для постановки на учет по НДС, не будут привлекаться к административной ответственности.

Также будет проведена акция для налогоплательщиков по снятию с учета в налоговых органах и органах юстиции в упрощенном порядке без проведения камерального контроля и налоговых проверок.

«Таким образом, это позволит обеспечить поэтапное введение нового Налогового кодекса и упростить налоговое администрирование для налогоплательщиков», — резюмировали тогда в пресс-службе Кабмина.

Между тем 5 декабря Президент, выступая на церемонии награждения лауреатов премий «Алтын сапа» и «Парыз» и победителей конкурса «Лучший товар Казахстана», вновь обратил внимание на новый Налоговый кодекс, поручив Правительству проанализировать предложения бизнеса по проведению налоговой реформы.

В выступлении Касым-Жомарт Токаев, в частности, отметил: «Для предпринимателей определяющее значение имеют предсказуемость и справедливость налоговой, тарифной и регуляторной политик. Перезагрузить модель сотрудничества государства и бизнеса призван новый Налоговый кодекс. Важно понимать, что устойчивое развитие предпринимательства основывается на выполнении взаимных обязательств, когда государство создает благоприятный деловой климат, а бизнес честно платит налоги. Так происходит во всех развитых, цивилизованных странах. В то же время ко мне поступают обращения бизнеса по вопросам реализации некоторых норм нового Налогового кодекса… Правительство тщательно проанализирует их и, полагаю, найдет разумный баланс. Собственно говоря, другого варианта нет. Это задача общегосударственного масштаба».

нуров.jpeg
Канат Нуров

Позиция бизнес-омбудсмена: есть альтернативные меры

После выступления главы государства уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Канат Нуров на официальном портале бизнес-омбудсмена заявил: «Глава государства в своем выступлении (о котором мы писали выше. — Прим. авт.) отметил поступающие обращения бизнеса по вопросам реализации некоторых норм нового Налогового кодекса и поручил Правительству в качестве общегосударственной задачи тщательно проанализировать их и найти разумный баланс. Это отражает содержание обращения бизнес-омбудсмена к главе государства от 2 декабря, в котором указывалась необходимость поиска альтернативных — вместо запрета на вычеты — инструментов налогового администрирования».

О чем речь? Напомним, что с будущего года, согласно новому Налоговому кодексу, компаниям, которые работают на общеустановленном режиме (ОУР), запрещено относить на вычеты по КПН расходы за товары и услуги от предпринимателей, работающих на «упрощенке». Так вот, как отмечает Нуров, запрет на вычеты делает для субъектов ОУР сотрудничество с малым бизнесом экономически нецелесообразным. А прогнозируемый переход 70 процентов предприятий со специальных налоговых режимов (СНР) на ОУР в условиях острого дефицита бухгалтеров может спровоцировать технический «коллапс» в налоговом взыскании и закрытие предприятий.

По мнению бизнес-омбудсмена, важно то, что запрет на вычеты нарушает правовые принципы. Во-первых, возникает необоснованное удвоение налоговой нагрузки по одной и той же сделке. Во-вторых, запрещенные к вычетам расходы являются реальными затратами, которые бизнес имеет право учитывать при расчете налогооблагаемой прибыли вне зависимости от налогового режима его контрагентов. В-третьих, необоснованная негативная дискриминация малого бизнеса лишь по режиму налогообложения устанавливается на самом высоком законодательном уровне.

Нуров подчеркнул, что в международной практике отсутствует запрет на вычеты между налоговыми режимами и более 60 процентов рабочих мест в развивающихся экономиках создаются благодаря поставкам между малыми и крупными предприятиями. Поэтому разрывать эти экономические связи опасно…

Учитывая системные риски тотального запрета вычетов и в то же время важность недопущения дробления бизнеса в целях недобросовестной налоговой оптимизации, бизнес-омбудсмен предложил: ограничение вычетов исключительно между связанными сторонами, применение риск-ориентированного контроля, сокращение предельной суммы для СНР до пределов малого бизнеса согласно ст. 24 Предпринимательского кодекса, установление восьмипроцентной ставки налогообложения оборота СНР при работе с ОУР.

Чтобы реализовать эти альтернативные меры и/или обеспечить бизнесу достаточное время для корректировки операционных моделей, Нуров предложил срочно инициировать отдельный законопроект об отлагательном порядке введения в действие нормы о запрете вычетов на срок не менее 18 месяцев.

Азамат Амрин.jpeg
Азамат Амрин

Позиция Правительства: все идет по плану

Между тем 17 декабря на брифинге в Правительстве было заявлено, что Кабмин пока не планирует вносить какие-либо изменения в новый Налоговый кодекс.

Первый вице-министр национальной экономики Азамат Амрин, отвечая на вопросы журналистов, пояснил поручение главы государства о необходимости найти разумный баланс между интересами бюджета и бизнеса в рамках нового Налогового кодекса.

«Анализ предложений от бизнеса мы делали. Их можно разделить на две части — касающиеся, с одной стороны, налоговой политики, с другой — налогового администрирования. В части налоговой политики, в принципе, только один вопрос, который часто поднимается — запрет на вычет по юридическим лицам, работающим со спецрежимами… И очень много вопросов, касающихся администрирования: как заполнять форму, как работает лицевой счет и так далее… В части самого вычета хочу сказать, что сейчас это законодательно установленная норма. Она вступает в силу уже с 1 января и меняться не будет. Мы считаем, что следует посмотреть по итогам полугодия… Декларацию «упрощенцы» сдают в августе. По итогам первого полугодия, как отчетность будет сдана, мы посмотрим цифры и уже сделаем вывод», — заявил Амрин.

В свою очередь, Министерство финансов на брифинге поддержало позицию Министерства нацэкономики. Вице-министр финансов Ержан Биржанов в ходе брифинга привел данные, согласно которым число индивидуальных предпринимателей, работающих по упрощенному режиму, с 2020 года увеличилось в 2,7 раза — с 989 тысяч до 1,9 миллиона. По его словам, этот период пришелся на действие моратория на проверки и налоговых льгот, чем, по оценке Минфина, часть бизнеса воспользовалась для снижения налоговой нагрузки. По данным ведомства, из 396 тысяч ИП, работающих на конец 2024 года в формате В2В с компаниями на общеустановленном режиме, 289 тысяч не имели наемных работников, 164 тысячи ИП оформляли документы лишь на одного покупателя (что в Минфине расценивают как признаки дробления бизнеса), а 27 тысяч еще и являлись сотрудниками тех же ТОО (компаний-покупателей. — Прим. авт.).

Со стороны получателей услуг, как цитирует чиновника «Курсив», Минфин указывает, что 93 тысячи из 155 тысяч компаний, работающих на общеустановленном режиме (порядка 60 процентов), имеют налоговую нагрузку ниже среднеотраслевой и региональной. Именно на них, по расчетам ведомства, приходится 51 процент всех операций с субъектами специальных налоговых режимов. При этом 33 тысячи налогоплательщиков формируют более 80 процентов всех вычетов по таким операциям.

Чиновник подчеркнул, что упрощенные налоговые режимы сохраняются как инструмент поддержки малого бизнеса, включая повышенный порог по НДС. Вместе с тем, по оценке ведомства, именно расчеты между крупными компаниями и субъектами СНР в формате B2B создают условия для ухода от налогов. Министерство пообещало провести дополнительный анализ по итогам первого полугодия и представить его результаты общественности.

Позиция бизнеса: закроются тысячи ИП!

Между тем последние заявления чиновников вызвали бурную реакцию среди предпринимателей. В социальных сетях аргументацию двух ведомств встретили критически.

Итог дискуссии подвел предприниматель Михаил Земсков. На своей странице в «Фэйсбуке» он написал: «Через две недели в Казахстане начнет действовать новый Налоговый кодекс. О нем много спорили и спорят, но почти все положения имеют определенную логику и действительно могут увеличить налоговые поступления в бюджет. За исключением одного. Это запрет компаниям, работающим на общеустановленном режиме налогообложения (ОУР), относить на вычеты по подоходному налогу расходы от поставщиков, работающих на «упрощенке». Предполагаю, что через несколько месяцев авторы этой нормы войдут в историю Казахстана как «убийцы малого бизнеса».

Как отмечает автор, до последнего момента была надежда, что этот абсурдный пункт, противоречащий логике бизнеса, расчету прибыли и налогообложения, будет отменен, но, кажется, этого все-таки не случится.

Свою позицию Земсков поясняет на наглядном примере: «Компания, работающая на ОУР, получила доход 1000,000 тенге. Ее расходы на услуги/материалы других компаний-поставщиков составили 900,000 тенге: 450,000 — от компаний на ОУР. 450,000 — от компаний на «упрощенке». Прежняя арифметика выглядела так. Прибыль = 1000,000 – 900,000 = 100,000. Налог КПН 20 процентов = 20,000. Чистая прибыль = 80,000. Новая арифметика выглядит по-другому. Прибыль = 1000,000 – 900,000 = 100,000. Но по расчету нового Налогового кодекса: прибыль = 1000,000 – 450,000 расходов от компаний на ОУР = 550,000. Налог КПН 20 процентов = 110,000. Вместо чистой прибыли = убыток 10,000. У компании простой выбор, пишет автор: либо обанкротиться, либо перестать работать с компаниями на «упрощенке».

Как отмечает Земсков, в разных индустриях доли предприятий, работающих на «упрощенке» и на ОУР, могут сильно разниться. В креативной/рекламной/ивент-индустрии, в которой работает и его компания, доля поставщиков на «упрощенке» — большей частью ИП — особенно большая: до 80-90 процентов: дизайнеры, фотографы, продакшн-студии, декораторы, артисты и т.д. «Наверняка наша отрасль, заявляет автор, пострадает особенно сильно. Многие закроются, многие переедут в Узбекистан или Кыргызстан. В креативных индустриях главный ресурс не заводы и оборудование, которые не перевезешь в другую страну, а мозги, которые могут легко переехать куда угодно. Например, наша компания работает в нескольких странах Центральной Азии. Раньше наши региональные проекты администрировались через Казахстан, и налоги поступали в казахстанский бюджет. Теперь, скорее всего, администрирование через Казахстан станет убыточным, и нам придется перенести его в Узбекистан с соответствующим перетоком налогов туда».

Компаниям на «упрощенке», по мнению автора, придется либо закрыться, либо переходить на ОУР. «Предполагаю, что в результате закроются десятки (если не сотни) тысяч ИП и предприятий малого бизнеса, которые не выдержат дополнительного налогового бремени и расходов на наем квалифицированных бухгалтеров для перехода на ОУР. Наем квалифицированных бухгалтеров, которые могут вести бухгалтерию на ОУР, — отдельная больная тема. Директоры компаний знают, как сложно сейчас найти квалифицированных бухгалтеров. Для исполнения этой нормы в Казахстане потребуются дополнительно десятки, сотни тысяч квалифицированных бухгалтеров, умеющих грамотно вести дела компаний на ОУР, но этих специалистов просто нет на рынке».

Автор обращает внимание на еще один очень важный момент, который часто упускается даже в аргументах тех, кто выступает против этой нормы. «Упрощенка» для стартапов всегда была мостиком в реальный бизнес. Можно с минимальными вложениями и рисками открыть ИП или ТОО на «упрощенке», проверить, правильно ли рассчитаны бизнес-план и потенциал бизнес-идеи, окрепнуть и потом уже масштабироваться, нанимать дорогостоящего бухгалтера, переходить на ОУР к бОльшим оборотам. Новый Налоговый кодекс сожжет этот мостик. Очень многие начинающие предприниматели не рискнут пойти сразу на ОУР (или просто не найдут для этого достаточного первичного финансирования). Один из самых естественных социальных лифтов для предприимчивой молодежи, не имеющей достаточного начального капитала, будет уничтожен.

«Проблема с уходом от налогов через схемы «упрощенки» — дробление бизнеса и другое — в Казахстане, конечно, есть, и довольно большая. Но авторы этой нормы и Правительство решили вместо того, чтобы повышать эффективность налоговых органов в выявлении тех, кто использует «серые» схемы и выборочной работе с ними, ввести «презумпцию виновности» и ударить кувалдой по всем… Как решить задачу повышения налоговых поступлений в бюджет при таких критических «побочках», которые могут глобально подкосить малый бизнес в стране, остается загадкой», — резюмирует автор.

Серик Жумангарин.jpg
Серик Жумангарин

Никаких «если» здесь нет!

В ходе брифинга в Правительстве 23 декабря, судя по всему, была поставлена точка в последней дискуссии по нормам нового Налогового кодекса.

Министр национальной экономики РК и заместитель премьер-министра Серик Жумангарин на брифинге, прежде всего, заявил, что несет личную ответственность за реализацию налоговой реформы. «Общая координация экономической и финансовой политики закреплена за мной. Недавно меня назвали «отцом» налоговой реформы. Пусть будет так», — подчеркнул вице-премьер.

Он заявил, что речь идет не об эксперименте, а о выверенных решениях, основанных на международной практике и серьезных расчетах. «Мы уверены в успехе, никаких «если» здесь нет», — добавил Жумангарин. По его словам, государство открыто к диалогу с обществом, и реформу обсуждают с бизнесом и гражданами на протяжении целого года. В других странах подобные решения принимаются быстро и сразу внедряются.

В ходе брифинга вице-премьер разъяснил суть проблем в рамках упрощенного режима. «Дело не в бизнесе, дело в принципе. Именно в этой сфере — в рамках упрощенного режима, который был сделан, в специальных налоговых режимах, мы создали так называемый налоговый офшор, который позволил оптимизировать налоги. Изначально все делалось для того, чтобы обеспечить качественный рост бизнеса... Человек хочет заняться бизнесом — пожалуйста, режим для самозанятых. Даже не надо открывать какое-то юрлицо или ИП. Очень упрощенная система налогообложения. Не надо вести бухгалтерию. После этого ты начинаешь укрупняться. Пожалуйста — есть режим упрощенной декларации... После этого ты должен переходить на общеустановленный режим и пользоваться всеми благами, которые дает государство. Но этого не происходит. Мы вместо того, чтобы сделать ступенями роста наши социальные специальные налоговые режимы, превратили их в легальные возможности налоговой оптимизации, а местами и нелегальной», — заявил он.

Кроме того, вице-премьер подчеркнул важность социальной ответственности реформы. «Сохранение принципов социального государства — одно из наших главных достижений. И мы не собираемся его терять. И если мы сейчас не наведем порядок в налоговых режимах, рискуем потерять этот статус. Это большая нравственная нагрузка как для Правительства, так и для бизнеса», —  заключил спикер.

До введения в действие нового Налогового кодекса осталась всего неделя...

Читайте в свежем номере: