Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Связаны одной целью
ЭкономикаФинансы

Связаны одной целью

Межбанковские переводы по номеру телефона: на старте пять банков

На прошлой неделе в Национальном банке сообщили, что уже в июне пять казахстанских банков готовы подключиться к системе межбанковских переводов по номеру телефона. Кроме того, по словам представителей регулятора, ведется активная работа над внедрением универсального QR-кода. Эти нововведения, по мнению Нацбанка, позволят казахстанцам быстрее и удобнее переводить деньги и оплачивать покупки.

Что было?

Напомним, еще в 2021 году в Казахстане заговорили о том, что планируется перейти на единую систему QR-кодов. Тогда, как заявляли в Министерстве торговли и интеграции, началась работа над стандартизацией QR-кодов, чтобы казахстанцы могли оплачивать покупки через единый терминал, который будет работать со всеми казахстанскими банками.

В начале прошлого года председатель Нацбанка Тимур Сулейменов на брифинге с журналистами заявил, что в Казахстане до конца 2024 года появится единый QR-код для совершения платежей во всех банках страны. «Этот вопрос чуть ли не обязательный. Мы хотим, чтобы такая система работала, и мы ее обязательно введем в действие. Но пока мы исходим из того, что это должно быть под влиянием рыночных механизмов: банки сами должны увидеть плюсы от введения единого QR-кода. У нас планы — до конца 2024 года. Надеюсь, что все банки присоединятся. Если нет, то мы не исключаем регуляторных мер, потому что национальный платежный суверенитет — это одна из частей экономической безопасности», — цитировали тогда главу Нацбанка информресурсы.

В апреле прошлого года вновь на брифинге Сулейменов уточнил: «Мы работаем в этом направлении. Для простоты можно назвать его единым QR. Идея в том, чтобы Национальная платежная корпорация — стопроцентная «дочка» Нацбанка — создала систему, когда выпускаемые отдельными банками QR-коды были взаимочитаемыми». Говоря о сроках запуска платежной системы c единым QR, спикер вновь подтвердил, что проект будет внедрен в пилотном режиме до конца 2024 года. По ожиданиям регулятора система полноценно должна была работать с начала 2025 года.

Нацбанк и Национальная платежная корпорация 15 ноября опять же прошлого года презентовали платежную систему c единым QR-кодом для всех банков в стране. Демонстрация первой транзакции состоялась в рамках Конгресса финансистов Казахстана в Алматы с участием двух банков второго уровня.

Между тем уже в начале этого года Нацбанк опубликовал ежегодный отчет «О развитии Национальной цифровой финансовой инфраструктуры (НЦФИ)» (читайте наш материал «В ногу со временем» от 14.02.2025). В документе регулятор подвел итоги работы за прошлый год и определил стратегические цели на будущее. В частности, в разделе «Разработка Ореn АРI» Нацбанк пояснил, что «система межбанковских платежей и переводов Ореn API предназначена для мгновенной обработки платежей и переводов в режиме реального времени. Основная цель — обеспечение скорости, удобства и доступности финансовых операций для физических и юридических лиц внутри страны». Как отметил регулятор в отчете, система ориентирована на локальную инфраструктуру и позволяет осуществлять переводы средств между счетами в разных банках в течение нескольких секунд в режиме 24/7 без участия международных платежных систем, что обеспечивает независимость и снижение операционных затрат. 

В рамках системы разработаны два базовых сервиса. Сервис переводов Р2Р, который позволяет пользователям осуществлять переводы средств между счетами в разных банках, используя номер телефона получателя как идентификатор счета. И сервис платежей по QR-коду предоставляет пользователям возможность оплачивать товары и услуги, используя единый QR-код, который можно считать любым мобильным приложением банка-участника. По тогдашним данным Нацбанка семь банков-участников начали тестирование сервиса переводов по номеру телефона, а также семь — в процессе анализа бизнес-процессов. В свою очередь, два банка реализовали сценарий QR-платежей, два банка были на стадии тестирования, остальные на стадии анализа бизнес-процессов.

День сегодняшний

Итак, 22 мая на брифинге представители Нацбанка раскрыли журналистам долгожданные подробности, когда в Казахстане наконец заработают переводы между банками по номеру телефона и оплата по единому QR-коду.

Что касается первого вопроса, советник председателя Национального банка Бинур Жаленов сообщил, что Национальная платежная корпорация — оператор новой системы — уже подписала соглашения о сотрудничестве с девятью банками. В их число входят Halyk Bank, Freedom, RBK, Altyn Bank, Home Credit, Банк ЦентрКредит, Bereke Bank, Forte и Nurbank. «Мы рассчитываем, что в июне для клиентов первых пяти (названных. — Авт.) банков межбанковские переводы по номеру телефона уже будут доступны, а далее все банки поэтапно будут подключаться к этой системе», — сказал он.

О внедрении межбанковских QR-платежей спикер заявил: «Функционал у нас также готов. Со своей стороны работы завершили два банка — Freedom и RBK. Ведется работа еще на стороне четырех банков. Мы рассчитываем, что до конца года с рядом банков этот функционал будет полностью запущен».

Жаленов также предупредил, что Нацбанком инициированы поправки в рамках нового Закона «О банках и банковской деятельности», предусматривающие обязательное подключение всех банков к этой экосистеме. «Мы рассчитываем, что с начала следующего года участие в системе будет принимать каждый банк», — заявил спикер.

Что будет?

Отвечая на вопросы журналистов, Жаленов пояснил принцип работы новой системы относительно единого QR-кода. Он отметил, что теперь даже если в торговой точке установлен терминал одного банка (например, банка А), покупатель сможет произвести оплату через приложение любого другого банка (например, банка B). Это станет возможным благодаря использованию универсального QR-кода, совместимого с любой банковской экосистемой. Таким образом, устраняется прежняя проблема, когда терминалы принимали платежи только от клиентов определенных банков, отметил спикер.

Комментируя возможные тарифы при использовании единого QR-кода, Жаленов отметил, что вопрос комиссий регулируется рыночными механизмами. Тем не менее при Национальном банке создан специальный тарифный совет, в рамках которого с банками обсуждаются вопросы обеспечения доступности платежных услуг для населения. Жаленов добавил, что уже ведется системная работа по снижению комиссий.

«Благодаря конкуренции они (комиссии) становятся ниже, и единая система оплаты по QR-коду тоже будет соответствовать этим тенденциям. Между тем для потребителей, как и сейчас, она останется бесплатной. Весь вопрос — в комиссии на продавца. Но эта комиссия — «рыночная история», каждый банк будет задавать ее сам», — заключил спикер.

Читайте в свежем номере: