Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Все под контролем
ЭкономикаФинансы

Все под контролем

Нацбанк представил очередной прогноз на 2025-2027 годы

Регулятор опубликовал «Доклад о денежно-кредитной политике. Май-2025», в котором изложены макроэкономические прогнозы и ключевые сценарии развития до 2027 года. Одновременно с этим было представлено первое резюме обсуждения решения по базовой ставке Комитета по денежно-кредитной политике, где эксперты представили свои оценки наиболее вероятной ее траектории на 2025-2027 годы.

Базовая ставка. Прогноз изменен

В резюме обсуждения по базовой ставке Нацбанк уведомил, что заседания Комитета проходили с 21 мая по 5 июня этого года в рамках прогнозного раунда «Май-2025». После анализа текущих условий и обновленных прогнозов рассматривались два основных сценария — повышение ставки или ее сохранение с жестким сигналом рынку. Идея снижения ставки не обсуждалась — пространство для смягчения денежно-кредитной политики участники сочли отсутствующим. 

Сторонники повышения предлагали варианты на 25, 50 и 100 базисных пунктов, ссылаясь на внутренние и внешние инфляционные риски, рост экономики и потребительского спроса. Одно из обоснований повышения ставки было не допустить дальнейшего ускорения инфляции. Оппоненты выступали за сохранение ставки на текущем уровне, указывая на первые признаки замедления инфляции и эффект от мартовского повышения до 16,5 процента. В целом большинство членов комитета выразили мнение о необходимости удерживать базовую ставку на текущем уровне в ближайшие 2-3 заседания или до конца года, допуская возможность дальнейшего ужесточения ДКП. В конечном счете по итогам обсуждений комитет принял решение сохранить базовую ставку на уровне 16,5 процента годовых с коридором +/- 1 п.п, о чем и было объявлено 5 июня.

Вместе с тем члены комитета представили свои оценки наиболее вероятной траектории базовой ставки на 2025-2027 годы. По сравнению с предыдущим прогнозным раундом («Март-2025») для 2025-2026 годов данные оценки повысились, для 2027-го   существенно не изменились. По оценкам финансистов, диапазон базовой ставки к концу 2025 года составит от 14 до 18,5 процента (ранее — 14,5-18 процентов), в 2026-м — 13-17 процентов (ранее — 12-17), в 2027 году — 8-13,5 процента (прогноз не изменился). Медианное значение на 2025 год — 16,5 процента (ранее — 16), 2026-й — 15 (ранее — 14), 2027 год — 11,4 (ранее – 11,5).

Темпы потребительской инфляции.jpg

Инфляция и ЖКУ. Нестыковки?

Тем временем уже в «Докладе о денежно-кредитной политике. Май-2025» регулятор отметил, что прогноз инфляции на 2025-2026 годы был незначительно пересмотрен в сторону повышения. По данным регулятора, инфляция в этом году сложится в диапазоне 10,5-12,5 процента (ранее — 10-12), в 2026-м — 9,5-11,5 процента (ранее — 9-11). По мере исчерпания шоков и вследствие проведения умеренно жесткой денежно-кредитной политики инфляция в 2027 году замедлится до 5,5-7,5 процента, при этом сезонно-очищенная квартальная базовая инфляция будет формироваться вблизи среднесрочной цели НБРК пять процентов к концу 2027 года. 

Между тем обратим внимание на другой важный момент и напомним, что в своем июньском заявлении прессе глава Нацбанка Тимур Сулейменов подчеркнул, что помимо использования прямых инструментов денежно-кредитной политики регулятор уже реализует дополнительные меры для усиления дезинфляционного эффекта. В частности, ведется совместная работа с Правительством над актуализацией и усилением комплекса мер по контролю инфляции, порученных главой государства. Особое внимание уделяется тарифной политике, поскольку в ряде сфер, таких как водоснабжение, водоотведение и электроэнергия, рост цен опережает как общую инфляцию, так и инфляцию услуг, создавая дополнительное ценовое давление. Нацбанк, по словам Сулейменова, консультируется с Правительством по вопросу корректировки параметров тарифного регулирования, чтобы темпы роста тарифов соответствовали инфляционным целям и обеспечивали сохранение покупательной способности населения. При этом, как заявил Сулейменов, регулятор признает необходимость модернизации инфраструктуры, но подчеркивает, что любые решения должны приниматься на основе прозрачной оценки эффективности и быть сопряжены с целями денежно-кредитной и макроэкономической политики и ее стабильности.

Возможно, в этой связи в одном из тематических разделов доклада регулятор представил анализ динамики тарифов и степени износа инфраструктуры жилищно-коммунальных услуг по регионам страны.

Как отметил Нацбанк, программа «Тариф в обмен на инвестиции» реализуется с июля 2023 года и направлена на привлечение инвестиций для обновления инфраструктуры жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). За период с июля 2023-го по апрель 2025 года накопленный рост тарифов по Казахстану составил: водоснабжение — 157,1 процента, водоотведение — 74,8, тепловая энергия — 59, электроэнергия — 43,9 и газ — 23,7.

В отдельных регионах, отмечает регулятор, темпы роста тарифов значительно превысили среднереспубликанские значения. Так, в Алматы, Астане и Западно-Казахстанской области зафиксирован существенный рост тарифов на водоснабжение (202,8 процента, 201,4 и 198,7 соответственно) и водоотведение (135, 111,1 и 140,3). По тепловой энергии наибольший рост отмечен в Северо-Казахстанской (115,3), Актюбинской (107,4) и Жамбылской (88,2) областях, по электроэнергии — в Атырауской (155), Жамбылской (79,7) и Актюбинской (69,2), по газоснабжению — в Атырауской (60,9), Карагандинской (59) и Акмолинской (47,1). «Важно отметить, что существенный рост тарифов в указанных регионах частично может быть обусловлен применением дифференцированных тарифов, при которых стоимость услуги зависит от объема потребления», — заметил регулятор. 

Между тем в 2023 году в Казахстане средний уровень износа основных сетей электро-, газо- и теплоснабжения составил 70,4 процента, что на пять процентных пункта ниже уровня 2019 года. Однако, несмотря на снижение, показатель по-прежнему остается на критическом уровне, констатирует регулятор. В ряде регионов износ значительно превышает среднереспубликанское значение. Так, в Астане он достиг 91,3 процента (в 2019 году — 97), в Актюбинской области — 82,6 (34,5). В то же время в отдельных регионах зафиксированы улучшения. Наиболее заметное снижение степени износа отмечено в Акмолинской области — с 29,2 в 2019 году до 17,1 в 2023-м, а также в Жетысуской (с 27,8 до 19,3) и Абайской (с 25 до 14,4) областях. 

Износ сетей водоснабжения и водоотведения в стране вырос с 24,8 в 2019 году до 29 в 2023-м. Наибольший прирост данного показателя отмечен в Жамбылской области — с 15,9 процента до 37,3, Алматы — с 5,8 до 19,5 и Алматинской области — с 9,4 до 19,6. Лидером по износу водной инфраструктуры остается Улытауская область, где в 2023 году данный показатель составил 72,4 процента. В то же время в отдельных областях заметны улучшения. Наиболее значительное снижение уровня износа зафиксировано в Кызылординской области — с 32,1 процента до 18,5, а также в Павлодарской (с 39,9 до 33) и Карагандинской (с 42,5 до 37,4) областях. 

«Однако важно отметить, что региональная динамика тарифов не всегда соответствует уровню износа коммунальной инфраструктуры», — замечает регулятор. Так, несмотря на высокий уровень износа электрических, тепловых и газовых сетей в Астане, Актюбинской и Улытауской областях, наибольший рост тарифов зафиксирован в Атырауской, Жамбылской областях и СКО. Исключение составляет Актюбинская область, где высокая накопленная инфляция в сегментах тепловой энергии (107,4) и электроэнергии (69,2) соответствует значительному износу сетей (82,6 по итогам 2023 года). 

В то же время распределение накопленной инфляции в сфере водоснабжения не отражает степень износа инфраструктуры: наибольший рост тарифов за указанный период наблюдался в Астане, Алматы, а также в Западно-Казахстанской и Карагандинской областях. Отчасти данный рост может быть обусловлен объемами потребления в 2023-2024 годах в этих регионах, замечает регулятор. Однако и объемы потребления электроэнергии не являются определяющим фактором в инфляционной динамике: крупнейшие потребители в 2022 году — Карагандинская область, Алматы и Акмолинская область — продемонстрировали более умеренные темпы роста тарифов по сравнению с Атырауской, Жамбылской и Северо-Казахстанской областями.

«В настоящее время статистические данные по степени износа инфраструктуры ЖКУ доступны только за 2023 год. Учитывая, что программа «Тариф в обмен на инвестиции» начала реализовываться с июля 2023 года, необходимо больше времени для проведения полноценной оценки ее воздействия. Ожидается, что первые результаты реализации программы станут заметны в 2024-2025 годах», — заключили в Нацбанке.

Читайте в свежем номере: