Московский ГИТИС продолжает развивать творческий взаимообмен с театрами Казахстана. В рамках этого сотрудничества в Алматы закончилась двухнедельная серия тренингов и мастер-классов педагогов ГИТИСа, приуроченных к 100-летию Казахского национального театра драмы имени Мухтара Ауэзова. Все они прошли под девизом стратегического проекта вуза «Новый русский театр «Станиславский-2030» программы Минобрнауки России «Приоритет-2030».
Инициатором, как «НП» сообщили в ГИТИСе, выступил директор театра Еркин Жуасбек, который не устает говорить о своем стремлении обогатить творческий потенциал труппы в преддверии юбилея.
— Идея проведения программ повышения квалификации ГИТИСа для актеров театра в рамках 100-летия обоснована желанием сформировать матрицу культурной идентичности для обеспечения высокого уровня мастерства актеров и работников театра. В итоге, используя эти навыки, можно начать осуществлять качественное продвижение казахской культуры в международном пространстве, а также создавать условия для формирования полноценных профессиональных кадров в области театрального искусства, конкурентоспособных на мировом рынке, — подчеркнул директор театра Еркин Жуасбек.
Своим мнением об этом событии, и не только, в эксклюзивном интервью с журналистом «НП» поделился и ректор ГИТИСа Григорий Заславский.
— Григорий Анатольевич, пожалуйста, расскажите о прошедших мастер-классах в Национальном театре драмы имени Мухтара Ауэзова в Алматы? Нечто подобное ГИТИС также проводил в Кокшетау…
— С Кокшетауским театром у нас взаимоотношения, я бы сказал, почти уже родственные. И там действительно выдающийся директор. Хотя в Казахстане, наверное, о многих руководителях театров можно говорить как о невероятных энтузиастах. И так получается, что именно они являются инициаторами такого рода совместных проектов. В данном случае мы говорили о том, чтобы можно было что-то придумать для театра, имея ввиду, что драмтеатр имени Ауэзова отмечает юбилей, и какой это мог бы быть подарок. Перебирая возможные подарочные формы сотрудничества, в итоге вышли на серию мастер-классов наших ведущих преподавателей, которые и отправились в Алматы.
— Каким образом формировалась программа?
— Знаете, в Русском императорском театре артисты, которые выходили на драматическую сцену, всегда распевались. И я на всю жизнь запомнил, как однажды в одном из Домов творчества я был с народным артистом СССР Николаем Анненковым. И каждое утро все мы, кто находился с ним, а это был известный Марк Захаров, драматург и театральный критик Валерий Семеновский, гуляли под окнами его номера, слушая, как он распевался по методикам, запомнившимся ему еще с дореволюционных времен. В летнее время отпуска драматический артист делал это каждый день. К сожалению, у артистов сегодня нет такой же уверенности и понимания в необходимости ежедневных занятий речью, тем более актерским мастерством. Или, например, артист перед репетицией, перед спектаклем — чаще всего артист старой школы — произносит какие-то скороговорки. Казалось бы, у них все прекрасно, тем не менее они продолжают заниматься этой «ерундой». Так вот, в Алматы были запланированы курсы повышения квалификации по актерскому мастерству, а также по другим, необходимым артисту, дисциплинам. Ведь важно, чтобы артист, даже если ему не повезло работать с каким-то выдающимся режиссером, имел некие ключи к роли. Чтобы он сам тоже мог подойти к ее исполнению с какими-то вопросами, ответы на которые дадут замечательное понимание того, как ему в сегодняшней ситуации, сегодняшней сцене сыграть того или иного героя.
— У вас есть еще планы на родственно-театральное содружество с Казахстаном кроме Кокшетау и Алматы?
— У меня несколько таких планов, но постоянно откладывающихся. Во-первых, добраться до Уральска, где я должен был быть несколько ранее. Однако помешали паводки, и эта моя поездка в русский театр отложилась, кстати, уже не первый раз. Кроме того, я очень надеюсь в ноябре приехать в Костанай, где договорился с Юрием Ивлевым отсмотреть спектакли. Плюс сейчас, в первых числах сентября, будет премьера спектакля «Принцесса Турандот» у нашей постановочной команды в Шымкентском театре. Таким образом, в Казахстане каждый месяц происходит нечто приятное и радующее нас. Также мы постоянно говорим о новых проектах с Айболатом Жаудыром. Так что для меня большая проблема, как только я решаю приехать в Казахстан, никого не обидеть, увидеться максимально со всеми. А еще в этом учебном году мы принимаем к себе на обучение пять будущих режиссеров из Казахстана.