В № 48 «Новое поколение» рассказало о перипетиях вокруг назначения в совет директоров фонда национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына» SKAI (Samruk-Kazyna Artificial Intelligence) — цифрового независимого члена на основе имитации интеллекта (ИИ) с правом голоса («Бегущие впереди паровоза» 6 декабря на сайте газеты). Перипетии продолжаются.
Отписка вместо ответа по существу
Напомним суть нашей публикации. Появление в совете директоров (СД) SKAI вызвало вопросы о правомерности такого шага и его последствиях у юристов и других специалистов республики. В частности, в октябре за разъяснениями в ФНБ обращалась Казахстанская ассоциация миноритарных акционеров (QAMS). В ответе ей АО «Самрук-Казына» ограничилось ссылкой на решение о SKAI Правительства РК, которое является единственным акционером ФНБ.
Такой ответ не устроил QAMS, которая обратилась за разъяснениями в Генеральную прокуратуру РК. Ей ассоциация задавала следующие вопросы. Обладает ли ИИ в соответствии с законодательством Казахстана правосубъектностью физического лица? То есть может ли ИИ иметь права и обязанности? Может ли ИИ быть наделен такой правосубъектностью подзаконным актом, в данном случае — постановлением Правительства? Могут ли решения СД «Самрук-Казына», принятые с участием ИИ, быть признаны несостоятельными, недействительными на основании того, что ИИ не обладает правосубъектностью? Генпрокуратура переадресовала эти вопросы МИИЦР. Ответ оттуда QAMS воспроизвела на своем сайте полностью. Ответ гласит: «Комитет цифровых активов и прорывных технологий Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан, рассмотрев Ваше обращение в рамках своей компетенции, сообщает следующее. Закон Республики Казахстан от 17 ноября 2025 года «Об искусственном интеллекте» (далее — Закон) определяет правовые основы создания, эксплуатации и использования систем искусственного интеллекта (далее — ИИ). Закон устанавливает принципы прозрачности, объяснимости, ответственности и приоритета прав и свобод человека, а также требования к контролю над системой ИИ, управлению рисками и обеспечению безопасности ее функционирования. Результаты деятельности систем ИИ подлежат соответствию законодательству Республики Казахстан, а ответственность за их использование определяется в соответствии с установленными нормами. Эксплуатация систем искусственного интеллекта осуществляется с обеспечением автономии воли человека при принятии решений, а также соблюдением установленных ограничений и запретов, предусмотренных Законом. Собственники, владельцы и пользователи систем несут обязанности по выполнению предусмотренных Законом требований и обеспечению надлежащего контроля на всех этапах жизненного цикла. Вопросы применения указанных норм в конкретных организационных моделях, включая порядок использования систем ИИ в составе органов управления юридических лиц, определяются в рамках действующего законодательства и внутренних решений соответствующих организаций. В соответствии со статьей 91 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, в случае несогласия с решением органа Вы вправе обжаловать административный акт в суд другой инстанции».
Иначе как отпиской процитированный текст назвать невозможно.
Посторонним знать не положено
Тем временем включением робота с правом голоса в высокий орган управления крупнейшего в стране фонда заинтересовался также деловой журнал Forbes Kazakhstan. Он тоже направил в ФНБ «Самрук-Казына» соответствующий запрос и в текущем декабре изложил ответ фонда.
Он повторил ссылку на решение о назначении SKAI в СД «Самрук-Казына» единственного акционера — Правительства РК. «Проект реализован как пилотная инициатива по внедрению ИИ в корпоративное управление при полном соблюдении норм законодательства и внутренних процедур фонда», — говорится в ответе. Фонд уточнил, что при включении робота в СД учтены «особенности пилотного характера проекта», а также то, что «SKAI рассматривается как инструмент повышения качества аналитики, прозрачности и обоснованности управленческих решений».
«Правовой статус SKAI определен в рамках действующих норм корпоративного управления, при этом все решения совета директоров продолжают приниматься в установленном законодательством порядке и фиксируются в протоколах заседаний, — цитирует ответ ФНБ «Самрук-Казына» Forbes Kazakhstan. — Документы, являющиеся основанием для внедрения SKAI (включая постановление Правительства), относятся к материалам категории «для служебного пользования» и не подлежат публичному распространению».
Ну вот хоть какая-то определенность появилась — посторонним знать о мотивах беспрецедентного решения Правительства РК не положено.
Подводная лодка в степях Казахстана
В № 49 «Новое поколение» также рассказало о правительственных задумках, от которых дух захватывает («Впереди планеты всей» 13 декабря на сайте газеты). В том числе о летающих такси, как в известном фантастическом сатирическом боевике «Пятый элемент» мэтра французско-американского кинематографа Люка Бессона с Миллой Йовович и Брюсом Уиллисом в главных ролях.
Об этом замысле в декабре поведало МИИЦР. Оно, в частности, сообщило, что Казахстан планирует закупить на 300 миллионов долларов электрические летательные аппараты eVTOL для аэротакси нового города Алатау. Эта новость вызвала оживленную дискуссию в казнете о целесообразности высокотехнологичного, но дорогого транспорта.
Во сколько будет обходиться полет на таком такси для пассажира, например, из Алатау в Алматы? Пока это, естественно, неизвестно, но в казнете обсуждается сумма три-четыре доллара за милю, что в эквиваленте составляет 1,8-2,5 доллара за километр. При такой цене такси-полет из Алатау до центра Алматы (50 километров) выльется в 125 долларов, или 65 000 тенге. Кто сможет пользоваться таким такси?
Захватывающие замыслы вынашивает и Министерство транспорта РК. Его глава Нурлан Сауранбаев на брифинге, также в декабре, рассказал, что к 2027 году в республике планируется запустить первые крупнотоннажные электрогрузовики с перспективой их превращения в беспилотники. Они, по словам главы ведомства, значительно сократят расходы на логистику, в разы повысят скорость и в целом эффективность грузоперевозок.
«Новое поколение» привело пять принципиальных причин, которые ставят этот замысел Минтранса под большой вопрос. Во-первых, технологии. Чтобы автомобиль ехал полностью самостоятельно, он должен обладать автономностью четвертого-пятого уровня. Пока автомобилей с таким автопилотом нет.
Во-вторых, связь. Даже GPS-карты в Казахстане содержат ошибки, уводящие водителей «не туда». На междугородних направлениях, которые приоритетны для электрогрузовиков, до сих пор остаются глухие зоны, где мобильная связь отсутствует полностью. Даже между Алматы и Астаной есть протяженные отрезки с архаичным теперь уже уровнем 2G или 3G. А для полноценной работы нужна стабильная связь уровня 5G и выше. Как их Минтранс намерен достигнуть, непонятно.
В-третьих, дороги. Их качество, мягко говоря, оставляет желать лучшего. На том же брифинге глава «КазАвтоЖола» Дархан Иманашев сообщил, что с 2026 года 350 километров платных дорог временно станут бесплатными из-за… дефектов покрытия. Согласно оценке Всемирного экономического форума, в 2024 году Казахстан занимал по качеству дорожной инфраструктуры 90-е место из 119.
Четвертая ахиллесова пята — общественные электрозарядные станции (ОЭЗС). Их катастрофически мало даже для легковых машин. Настолько мало, что республики просто нет в соответствующих международных рейтингах. Говорить всерьез о дальних маршрутах без сверхмощных ОЭЗС (только такие годятся для большегрузов) невозможно.
Наконец, законодательная база. Кто ответит за последствия аварий с участием беспилотников: их производитель, владелец транспортной компании или кто-то еще? В Казахстане этот вопрос остается открытым. Ведь даже базовых законодательных норм для беспилотного транспорта нет.
«Бесспорно, быть пионером в той или иной отрасли престижно, — подводило «Новое поколение» итог рассказу о правительственном прожектерстве. — Но такой успех можно считать честным, если результат достигнут собственными разработками и научными прорывами. В свою очередь, покупку дорогой игрушки за счет кредита в МВФ или Всемирном банке сложно назвать достижением даже с натяжкой».
«Допускаю, что Правительство в лице МИИЦР выкрутится-таки из щекотливого положения, как оно выкрутилось, например, навязав народу единый часовой пояс, — заканчивался наш комментарий о коллизии вокруг робота в ФНБ «Самрук-Казына». — Выкрутится-то выкрутится, но как насчет народного доверия? Нежелание признавать и исправлять свои ошибки — признак не силы, а дрожи в коленках».
Перевод стрелок назад и введение единого времени на огромной территории, фактически в трех часовых поясах, робот с правом голоса (хорошо хоть, в отличие от Саудовской Аравии, без отечественного гражданства), перспектива бегающих по дорогам беспилотников и летающих за окном аэротакси — звенья одной цепи. Цепи непродуманных властных решений без всестороннего учета последствий, обесценивания человека и витания в облаках.
