Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПолитикаПолитбарометр

Террор — проклятие XXI века

Трагедия в “Крокусе”: теракта без заказчика не бывает

WELAR

Кошмар, произошедший в конце прошлой недели в Московской области, не имеет аналогов. Террористы были настолько уверены в своей безнаказанности, что действовали без масок. Сейчас все эти нелюди и их подельники уже находятся в следственном изоляторе: они дали признательные показания. 

Обращение к миру 

Нападение на «Крокус Сити Холл» произошло вечером 22 марта перед концертом группы «Пикник». Уже на следующий день ФСБ РФ сообщила о задержании 11 человек, в том числе четырех непосредственных участников атаки. 

На следующий день, 23 марта, состоялся телефонный разговор Касым-Жомарта Токаева с Владимиром Путиным. В ходе разговора наш Президент от имени всех казахстанцев выразил глубокие соболезнования главе РФ и братскому российскому народу в связи с многочисленными человеческими жертвами в результате теракта. Токаев решительно осудил жестокий акт насилия в отношении мирных граждан и вновь подтвердил солидарность с Россией в вопросах борьбы с терроризмом. 

«Глава государства считает, что терроризм вообще не может быть оправдан. Он призвал государства-члены ООН единогласно выступить против такого рода насилия над невинными гражданами», — говорилось в сообщении Акорды. 

В этот же день Касым-Жомарт Токаев провел оперативное совещание Совета безопасности Республики Казахстан. В ходе мероприятия рассмотрели планы работы правоохранительных структур и местных исполнительных органов, а также вопросы координации их деятельности в экстремальных ситуациях.

Президент дал поручения, направленные на усиление мер по обеспечению безопасности граждан нашей страны и взаимодействия Казахстана с другими государствами и международными организациями в целях противодействия терроризму. 

Казахстанцы особенно остро восприняли трагедию, произошедшую в России, поскольку еще свежи в памяти январские события 2022 года, в ходе которых пострадало более 4,5 тысячи человек и 227 погибли. Известно, что стартером беспорядков в Казахстане послужило резкое повышение цен на сжиженный газ. Оно привело к митингам и забастовкам, которые перешли в бандитизм и мародерство. Но нужно понимать, что и январские события, и теракт в «Крокусе» скрывают в себе общий знаменатель — людей и структуры, заинтересованные в дестабилизации обстановки. Сейчас уже доказано, что в массе мирных митингующих в Казахстане были сплоченные группировки, и специально подготовленные люди превращали митинг в хаос и неприкрытое насилие. За тот период пострадало 1466 зданий, повреждено 700 автомобилей. В 2022 году пресс-служба Министерства индустрии и инфраструктурного развития сообщала, что общий ущерб с учетом затрат на ремонт пострадавших зданий и порчи имущества в результате январских событий в Казахстане оценивается в 136,8 миллиарда тенге, или 313,6 миллиона долларов. Однако сумма может быть гораздо выше, поскольку государство возместило только часть потерь, в большинстве своем бизнесу пришлось восстанавливаться самостоятельно. Далеко не все предприниматели, особенно из сегмента малого бизнеса, смогли оправиться после этого, многие обанкротились.

Первые жертвы — сами террористы 

Январские события нельзя назвать терактом в полной мере, скорее, попыткой свержения власти и установления нового режима, реализовать которую их авторам так и не удалось. Но, увы, в истории независимого Казахстана также есть черные дни террора, которые забрали жизни сотрудников правопорядка и простых граждан. 

Всплеск террористической активности пришелся на 2010-е, и первым терактом в современном Казахстане можно считать взрыв в здании департамента КНБ Ак

тюбинской области, прогремевший 17 мая 2011 года. Религиозным террористом был Рахимжан Макатов, которому на момент самоподрыва было 25 лет. 

Молодой человек имел музыкальное образование, его отец — полковник полиции в отставке, мать — врач. Молодой человек подавал большие надежды, был лауреатом республиканского песенного конкурса «Жас канат». Знавшие молодого человека люди вспоминали его как воспитанного и веселого. Но все изменилось после того, как Макатов женился и стал особенно религиозным. Позже выяснилось, что он погрузился в ваххабизм. Незадолго до происшествия он был задержан в составе ОПГ, но в отличие от остальных членов банды Макатова отпустили под подписку. 

В день самоподрыва должна была состояться его очередная встреча со следователем, но в департамент он пришел в обвесе из самодельного взрывного устройства. Мощность самодельной бомбы составила 400 граммов в тротиловом эквиваленте, при этом она была начинена болтами и чугунными элементами. Но так сложилось, что после активации бомбы погиб только сам террорист. Находившиеся в этот момент в вестибюле люди получили ранения различной степени тяжести, но все выжили. Это был первый случай в независимом Казахстане, когда происшествие было квалифицировано как теракт. 

В том же 2011 году, но уже в Атырау, произошел другой теракт — с разницей в несколько минут произошло два взрыва возле административных зданий. Этот эпизод также имеет предысторию — за месяц до происшествия правоохранительные органы Атырау задержали группу лиц, подозреваемых в терроризме. 

При задержании у молодых людей были изъяты фрагменты самодельных взрывных устройств. 

Первая бомба сдетонировала около здания прокуратуры Атырауской области, а вторая — у областного акимата. Тогда жертв также удалось избежать за исключением одного из террористов Бауржана Султангалиева, который погиб во время установки взрывного устройства. 

Уже в ходе следствия выяснилось, что подельники Султангалиева организовали террористическое сообщество в 2009 году, оказавшись под влиянием проповедей полевых командиров с Северного Кавказа. Тогда ответственность за взрывы в Атырау взяла на себя исламская группировка “Солдаты Халифата”, базировавшаяся на границе Афганистана и Пакистана. Террористы заявили, что атаки — это “предупреждение” властям Казахстана по вопросу “давления” на верующих. 

РОССИЯ (1).JPG

Не в то время, не в том месте 

Один из первых террористических актов, приведших к жертвам, произошел в ноябре 2011 года в Таразе. Террорист — последователь джихадизма Максат Кариев — совершил серию преступлений, в числе которых угон автомобилей, ограбление, атака на здание МВД, вследствие которых погибли семеро и были ранены еще четыре человека. 

Судя по тому, как развивались события в тот день, Кариев имел очень хорошую подготовку, поскольку в ходе ряда перестрелок с сотрудниками силовых структур он стрелял точнее. Первыми двумя жертвами оказались владелец и посетитель оружейного магазина, в который он прибыл, чтобы завладеть более мощным арсеналом. Далее Кариев вернулся к месту проживания, где убил двух сотрудников ДКНБ, которые осуществляли за ним наружное наблюдение (на тот момент он уже был в разработке). Там же был расстрелян прибывший полицейский экипаж, в результате чего двое из троих сотрудников оказались убиты. Далее, проехав практически через весь город, он обстрелял из гранатомета здание КНБ. Благо в результате этой атаки жертв не было. 

Пытаясь скрыться, он ранил двух сотрудников конного патруля, однако потом оказался зажатым в кольце. Около здания областной администрации террорист вступил в пистолетную дуэль с капитаном полиции Газизом Байтасовым, в которой оба получили ранения. Перестрелка перешла в рукопашный бой, в ходе которого террорист взорвал гранату. Погибли оба. 

Сразу вспоминается и другой эпизод — резня в Иле-Алатауском парке. Дело до сих пор оставляет ряд вопросов без ответа. Напомним, в середине августа 2012 года на территории Иле-Алатауского национального парка обнаружили тела 12 человек. Шесть жертв скончались от многочисленных ножевых ранений возле дома егеря Панайота Захаропуло. Тела еще пяти человек были найдены в сгоревшем доме другого лесника нацпарка Алексея Шкилева в 25 километрах от первого места происшествия. Последняя, двенадцатая, жертва была обнаружена позднее. 

В их смерти обвинили террористическую группу, возглавляемую жителем поселка Бостандык из Западно-Казахстанской области Саяном Хайровым. По одной из версий, егерь обнаружил землянку, которую соорудили исламисты. Желая скрыть этот факт, разоблаченные террористы убили егеря и всех его гостей, которые могли быть потенциальными свидетелями. 

К этому же делу следователи относят и другое происшествие. Месяцем ранее в поселке Таусамалы Карасайского района Алматинской области взлетел на воздух частный дом. Погибли девять человек — четыре женщины и пять детей. Среди них мать и дочь одного из членов террористической группы, а также сестра и племянница другого. В развалинах дома и хозяйственных построек оперативники нашли оружие, зажигательную смесь, рации и полицейскую форму. Предполагается, что причиной взрыва стала ошибка во время сборки самодельного взрывного устройства. 

Спустя месяц после резни силовики провели спецоперацию в поселке Баганашыл, в результате которой была уничтожена большая часть террористов. В ходе штурма погибли 13 человек. Лидер группы был задержан, в 2013 году его приговорили к 11 годам лишения свободы.
В Актобе в 2016 году 25 вооруженных террористов напали на государственные учреждения. Они планировали освободить заключенных, которые отбывали сроки за религиозные преступления.
Сначала мужчины захватили оружейный магазин и завладели оружием, затем разделились. Первая группа отправилась штурмовать второй магазин, а вторая напала на воинскую часть. Военнослужащим удалось отразить вторжение террористов. В городе объявили режим антитеррористической операции. Полностью разгромить группировку удалось только через пять дней. В ходе событий в Актобе погибли 18 террористов, четверо гражданских и трое военных. В конце 2016 года за участие в нападениях на оружейные магазины и войсковую часть на разные сроки, вплоть до пожизненного заключения, осудили девять человек. Обвиняемых назвали последователями салафизма. 

“Алматинский стрелок” Руслан Кулекбаев в том же 2016 году совершил нападения на здание РУВД Алматы и здание департамента КНБ. Террорист убил двух гражданских и восемь сотрудников силовых структур. Это далеко не полный список ЧП, произошедших под грифом “террор”, однако для самих террористов они всегда заканчивались одинаково — их смертью или заключением. 

Возвращаясь к трагедии в “Крокусе”, сейчас еще преждевременно делать какие-либо выводы, однако и здесь возникает ряд вопросов. Были ли эти люди террористами, ведь те, как правило, всегда выставляют определенные требования. Здесь же не было никакого шантажа и, следовательно, логики: только убийства. Назвать террористов случайными людьми также весьма сложно, ведь обычный человек без соответствующей подготовки не сможет убить другого. А убийцы в “Крокусе” действовали хладнокровно и методично. Если они были профессионалами, то почему пытались добраться до границы на той же машине, на которой совершили теракт, что сделало их поимку лишь вопросом времени... 

Совершенно отдельным, но не менее важным пунктом стоит причина бездействия (либо малоэффективного действия) системы пожаротушения. Как известно, большинство потерпевших погибли не от пуль, а в результате мощного пожара, отравления угарным газом и последующего обрушения конструкций.

Терроризму нет оправдания — это аксиома. И хочется верить, что за совершенный теракт наказание понесут все участники, а в особенности заказчикикукловоды. 

Фото Талгата Галимова 

Читайте в свежем номере: