В июле годовая инфляция осталась на уровне июня — 11,8 процента. Однако ускорение темпов роста цен на продовольственные и непродовольственные товары вызывает обеспокоенность. Аналитики назвали ключевые причины происходящего. Тем временем Правительство и Национальный банк объявили о консолидации усилий по сдерживанию инфляции.
Июль: что подорожало, что подешевело
Как сообщили в Бюро национальной статистики, в июле 2025 года месячный индекс потребительских цен замедлился и составил 0,7 процента (в июне — 0,8).
Из продуктов питания снижение цен отмечено на помидоры на 14,7 процента, перец сладкий — на 11,2, огурцы — на 10,5, морковь — на 7,9, картофель — на 7,3, виноград — на 5,2, чеснок — на 5,1 процента. Повышение цен наблюдается на пряники, крупу овсяную — по 1,3 процента, фруктовые соки — на 1,2, сахар — на 0,8, мед — на 0,7, колбасные изделия — на 0,5 процента.
Из непродовольственных товаров в июле, например, кухонная плита подешевела на 5,6 процента, фильтр-кувшин для очистки питьевой воды — на 1,7, автомобили, пылесосы — на 1,4 процента. Однако энергосберегающие лампы подорожали на 1,9 процента, кастрюли из нержавеющей стали — на 1,1, электродрель — на один процент.
Вместе с тем цены на услуги бассейнов повысились на 3,2 процента, тренажерных залов — на 2,8, услуги фотографов — на 1,5, курьерские услуги — на 0,9 процента.
Год к году
В годовом исчислении инфляция в июле этого года, по данным БНС, составила 11,8 процента (на уровне предыдущего месяца). Цены на платные услуги за год выросли на 14,9 процента (в июне этого года — 16,1), продовольственные товары — на 11,2 (в июне этого года — 10,6), непродовольственные товары — на 9,5 (9,4 процента в июне этого года).
По данным БНС, в годовом выражении рис подешевел на 8,9 процента, огурцы — на 8,4, гречневая крупа — на 7,8, курага — на три, крупа овсяная — на 1,4 процента. Однако бананы подорожали на 10,4 процента, фрукты консервированные — на 8,7, горох — на 8,6.
Среди непродовольственных товаров цены на гладильную доску, например, выросли на 3,8 процента, а виниловые обои — на 2,5.
По сравнению с июлем 2024 года уровень цен на услуги сантехника повысился на четыре процента, услуги ремонта сотового телефона — на 2,2.
Как сообщили в бюро, наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли продукты питания и безалкогольные напитки (4,4 процентных пункта), жилищные услуги (1,8) и здравоохранение (1,4).
Структурный сдвиг
Между тем, как отметили эксперты Halyk Finance, по итогам июля 2025 года инфляционные процессы в Казахстане в месячном выражении продолжили демонстрировать тенденции к постепенному замедлению.
Наиболее заметное замедление было зафиксировано в секторе платных услуг, пишут аналитики, где рост цен составил всего 0,5 процента месяц к месяцу (м/м) против 0,8 в июне и пиковых значений в первом квартале. Снижение инфляционного давления в секторе услуг также подтверждается и в годовом выражении. Инфляция в этой категории снизилась до 14,9 процента год к году (г/г), с 16,1 г/г в июне, но все же не достигла уровня аналогичного периода прошлого года с инфляцией в 14,5 процента г/г.
Снижение уровня инфляции по платным услугам в июле этого года, по мнению экспертов, было связано с замедлением темпов роста цен по услугам ЖКХ, что отразилось в снижении их вклада в годовую инфляцию до 1,77 п.п по сравнению с 1,84 п.п. в июне и 1,87 п.п. в декабре 2024 года. «Эта тенденция указывает на постепенное угасание эффекта от регулирования тарифов, имевшего место в начале года, отмечают аналитики, особенно в период с февраля по апрель, когда были зафиксированы существенные пересмотры цен на электроэнергию, отопление и водоснабжение. Кроме того, пишут эксперты, с учетом высокой социальной чувствительности к повышению цен в данной категории услуг вероятность повторного пересмотра тарифов в краткосрочной перспективе остается низкой, что создает предпосылки для дальнейшего снижения вклада сектора ЖКХ в годовую инфляцию во второй половине года».
В продовольственной компоненте инфляции также наблюдается снижение месячных темпов роста (0,7 процента м/м в июле против 0,9 м/м в июне этого года). Однако, отмечают в Halyk Finance, в годовом выражении продовольственная инфляция составила 11,2 процента, рост — 0,6 процента г/г по сравнению с июнем 2025 года и 5,7 г/г с июлем 2024 года. Наибольший вклад в годовую инфляцию в июле этого года обеспечили продукты питания и безалкогольные напитки, чей вклад составил 4,44 п.п., тогда как в июне он был на уровне 4,19, а год назад — всего 2,10 п.п., обращают внимание эксперты. Основными причинами такой динамики, по мнению аналитиков, выступает высокий уровень импортных цен, особенно на продукцию из России, а также сохранение логистических издержек.
По непродовольственным товарам в июле этого года месячный прирост составил 0,8 процента м/м против 0,9 м/м прошлого месяца. Однако в годовом выражении данный компонент выражает обратную динамику. Уровень цен в непродовольственном сегменте вырос до 9,5 процентов г/г (+0,1 г/г по сравнению с июнем 2025 года и +2,2 г/г с июлем прошлого года), продолжая уверенный рост с начала текущего года. Такая динамика отражает сдержанный рост цен в условиях сезонного спроса, отмечают в Halyk Finance. Дополнительным фактором могло выступить усиление конкуренции в розничной торговле, а также возможные импортные издержки в данном сегменте.
«Таким образом, годовая инфляция в Казахстане по итогам июля осталась на уровне 11,8 процента, не изменившись по сравнению с июнем. Это может свидетельствовать о переходе к фазе стабилизации после шести месяцев последовательного роста данного показателя. При этом структура инфляции смещается в сторону продовольственных товаров, доля которых в годовом приросте цен продолжает увеличиваться», — резюмировали эксперты.
Партнерство во благо
Тем временем 21 июля премьер-министр Олжас Бектенов провел заседание Совета по экономической политике, в ходе которого были рассмотрены меры по сдерживанию инфляции и параметры прогноза социально-экономического развития страны на ближайшие годы.
Как информировала пресс-служба Кабмина, в целях сдерживания роста цен Правительством совместно с Нацбанком и местными исполнительными органами проводится системная работа. Актуализирован комплекс мер по контролю и снижению инфляции, сформированный при активном участии Нацбанка, который включает в себя краткосрочные и долгосрочные меры. Этот документ находится на финальной стадии рассмотрения и будет принят отдельным постановлением Кабмина. Среди ключевых направлений — наращивание внутреннего производства, повышение предсказуемости тарифной политики, стабилизация цен на базовые товары и снижение инфляционных ожиданий. Также продолжаются поддержка отечественного производства, насыщение внутреннего рынка и контроль над торговыми надбавками.
Председатель Нацбанка Тимур Сулейменов в ходе заседания информировал, что достижение инфляционного таргета в пять процентов остается приоритетом макроэкономической политики. Он подчеркнул, что для стабилизации ожиданий и снижения инфляции сохраняется умеренно жесткая денежно-кредитная политика. Нацбанк также применяет макропруденциальные меры — публикует прогнозы по базовой ставке и резюме заседаний Комитета по денежно-кредитной политике для повышения прозрачности.
С начала года регулятор придерживается монетарной нейтральности в покупке золота. С начала этого года по июнь объем стерилизованной денежной массы составил в эквиваленте 1,4 триллиона тенге, что способствует снижению инфляционного давления.
Дополнительно принято решение о внедрении контрциклического буфера капитала по кредитам физлиц, ведется активная работа по повышению минимальных резервных требований для банков, а также совершенствование дополнительных инструментов, таких как коэффициент долговой нагрузки и коэффициент долга к доходу.
В свою очередь, Олжас Бектенов подчеркнул, что антиинфляционная политика должна быть системной и эффективной. «Задача по снижению инфляции очень важна и требует комплексного подхода. Правительство совместно с Нацбанком продолжит реализацию принятых мер и будет последовательно стремиться к достижению целевых ориентиров», — отметил премьер-министр.
Фото пресс-службы Правительства РК